Российские страховые компании: переход на международные стандарты финансовой отчетности. Совет по международным стандартам финансовой отчетности Как компании перейти к работе по принципам мсфо в максимально короткие сроки

Лекция 1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Порядок создания МСФО.

История создания МСФО. Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности, его состав и основные задачи.

В процессе формирования международной системы бухгалтерского учета можно условно выделить следующие исторические этапы:

1. Торговый (до 1800 г.), который характеризовался появлением двойной записи, хронологической и систематической записей в учете, бухгалтерского баланса, Главной книги и методов контроля. В итоге в ряде стран были созданы национальные торговые системы.

2. Предпринимательский (до 1900 г.), который характеризовался появлением на промышленных предприятиях бухгалтерии, стала определяться себестоимость отдельных видов продукции и в учете появились методы распределения накладных расходов. В итоге на этом этапе стали создаваться плана счетов предприятий.

3. Организационный (до 1950 г.), который характеризуется появлением национальных планов счетов в некоторых странах (Германия 1937, Франция 1947). В учете стали применяться нормы и нормативы, что привело к созданию методов «стандарт-кост» (США) и нормативного (СССР). На этом этапе появляются две бухгалтерии: управленческая (аналитическая) и финансовая.

4. Оптимизационный (до 1975 г.), который характеризуется использованием в учете ЭВМ, что дало возможность бухгалтерии решать стратегические задачи управления. Появился в учете метод «директ-костинг». На этом этапе был проведен анализ национальных учетных систем и принято решение о создании международной системы учета финансовой отчетности. В 1973 г. создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности.

5. Стратегический (с 1975 г. по настоящее время) характеризуется завершением в целом создания международной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанной на методе «затраты – выпуск». Основой использования метода является соизмерение выпуска хозяйственной единицы с затратами по ее снабжению, производству и реализации, что позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) за период с учетом изменения остатков материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции на предприятии. В итоге применяется двухрядная система счетов: балансовых, участвующих в составлении бухгалтерского баланса в финансовой бухгалтерии, и операционных, применяемых для определения финансового результата по методу «затраты – выпуск» в управленческой бухгалтерии.

Международная координация учета ведётся достаточно давно. Еще в 1904 году в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров, что свидетельствует о понимании необходимости международного сотрудничества в области бухгалтерского учета. Однако проведение международных конгрессов бухгалтеров было приостановлено в связи со Второй мировой войной конгрессы бухгалтеров, но уже в 1952 году прошел первый послевоенный конгресс, на котором было принято решение, о проведении конгресса бухгалтеров каждые пять лет.

Крах 1929 года на мировых фондовых рынках, породивший глобальный экономический кризис в индустриально развитых странах и регионах, выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях одной страны существенно отличались. Отчетность разных компаний не всегда правильно понималась пользователями, так как оказывалась несопоставимой, непригодной для серьезного делового анализа, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компаний.

В начале 1930-х годов в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями. На этой основе со временем возникла система ГААП США. Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии и др. Но со временемНациональные ГААП постепенно, но неуклонно вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности.

Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям.

29 июня 1973 года решением профессиональных организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) . В настоящее время к соглашению присоединились более 200 организаций и профессиональных ассоциаций многих стран мира.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности является независимой организацией, цель которой состоит в разработке единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями всего мира при составлении финансовой отчетности.

КМСФО не подчиняется ни одной организации, но имеет тесные связи с МФБ. В состав Комитета по международным стандартам финансовой отчетности входят профессиональные организации, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров, кроме того, МФБ вносит большую долю средств в доходную часть КМСФО. Также деятельность Комитета финансируют профессиональные организации бухгалтеров, ТНК, аудиторские организации, финансовые компании и другие организации.

В соответствии с Уставом целями КМСФО являются:

(а) разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, подлежащих соблюдению при представлении финансовой отчетности, а также содействие в их повсеместном принятии и соблюдении;

(б) работа по совершенствованию и гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности.

Можно утверждать, что Комитет по МСФО - это гибкая система, претерпевшая за время своего существования несколько структурных изменений. Последняя реструктуризация произошла в 2001 г. согласно проекту «Рекомендации по формированию КМСФО в будущем».

В настоящее время структура Комитета(Совета) выглядит следующим образом:

1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);

2. Правление КМСФО (International Financial Standards Board);

3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

4. Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Основные цели совета:

· формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;

· проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;

· способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

· разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;

· публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;

· решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;

· разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;

· создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;

· совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

В задачи Комитета по интерпретациям МСФО входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

Данной статьей мы открываем серию публикаций, посвященных содержанию МСФО. В предлагаемой статье М.Л. Пятов, И.А. Смирнова, Н.В. Генералова, Санкт-Петербургский Государственный университет, рассказывают об идее МСФО и их методологической основе, структуре Совета по МСФО и его целях, порядке создания МСФО и структуре стандартов, порядке применения МСФО в учетной практике, роли МСФО в российской экономике.

МСФО: введение

МСФО, Международные стандарты финансовой отчетности - эти слова все основательнее входят в нашу жизнь. В отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в России не соответствует МСФО и переход к МСФО - это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, для большинства наших коллег по сей день остается туманным и не до конца понятным.

В чем состоит идея МСФО

Идея МСФО заключается в том, чтобы сделать сопоставимой отчетность компаний разных стран. XX век в истории экономической жизни общества стал веком зарождения и распространения транснациональных корпораций. Им стало необходимым составлять отчетность, объединяющую показатели бухгалтерских балансов компаний, находящихся в разных странах, понятную при этом их инвесторам во всем мире. Бухгалтерский учет в современном его понимании имеет многовековую историю. И в разных странах, эту историю формировавших, сложились свои бухгалтерские школы, со своими методологическими особенностями, со своей спецификой подходов к трактовке финансового положения хозяйствующих субъектов. Школы эти формировались под влиянием целого ряда факторов: социальных, экономических, юридических условий, доминирующего положения различных пользователей бухгалтерской отчетности и проч. Своя исторически сформировавшаяся учетная школа существует и в России.

Однако существование таких страновых различий делало отчетность компаний, составляемую в разных государствах, несопоставимой. Это стало серьезной проблемой. Возникла необходимость в создании, по выражению Л.З. Шнейдмана "единого мирового языка финансовой отчетности". Реальные предпосылки этого процесса появились после Второй мировой войны: все более значимую роль в экономике стали играть транснациональные корпорации, активно развивались международные финансовые рынки и мировая торговля.

В 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран (в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, США, Франции) создали международную профессиональную, неправительственную организацию - Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC), который приступил к разработке и пропаганде принципиально новой системы документов, определяющих содержание бухгалтерской отчетности.

Хотя в целом такая система сложилась к концу 80-х годов, она не нашла широкого распространения и не получила практически никаких властных полномочий. Поэтому Комитет МСФО в рамках проекта обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности пересмотрел целый ряд уже принятых стандартов, сместив акцент с отчета о прибылях и убытках на бухгалтерский баланс и сократив число возможных альтернатив формирования отчетных показателей. Постепенно к середине 90-х МСФО начинают играть все более значимую роль на крупнейших мировых рынках. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) рекомендовала использовать МСФО для международного листинга. Активно поддержал внедрение стандартов Базельский комитет по банковскому надзору.

К декабрю 1998 года была завершена работа по созданию "основного комплекта" стандартов (в настоящее время действует 37).

А затем последовали организационные преобразования. В апреле 2001 года КМСФО был реорганизован в Совет по МСФО (СМСФО) и существенно активизировал свою работу. С этого момента МСФО стали буквально завоевывать мир. Более 50 крупнейших стран приняли специальные планы перехода на МСФО или сближения национальных стандартов с МСФО. Россия также не стала здесь исключением. ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах, использовать с 2005 года МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности. Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал соглашение с КМСФО об устранении различий между американской и международной системами отчетности.

Таким образом, МСФО сегодня - это объективная реальность, это очередной, значимый шаг в развитии практики бухгалтерского учета во всем мире.

Методологическая основа МСФО

Собственно механизм разработки и принятия МСФО представляет собой соглашение представителей разных бухгалтерских школ. Однако это исключительно организационная сторона. С содержательной точки зрения МСФО представляют собой методологический документ, имеющий определенную теоретическую базу. И она существенно отличается от традиционных для России взглядов на бухгалтерскую методологию.

В основе МСФО лежит теория англо-американской школы учета, идея которой состоит в отражении, прежде всего, экономического содержания фактов хозяйственной жизни и положения предприятия в целом. Это определяет подходы МСФО к квалификации основных учетных категорий: активов, обязательств, доходов, расходов, прибыли, капитала и проч. и к оценке элементов отчетности. Россия же исторически принадлежит к так называемой континентально-европейской школе, теоретические основы которой составляет ориентация на правовое содержание отражаемых фактов, для которой свойственна зависимость учетной методологии от правовых норм. Различия эти легко объяснить на простом примере. В России критерием признания актива выступает объем юридических прав на него. Если имущество принадлежит предприятию на праве собственности - оно включается в состав его активов. С экономической же точки зрения основным критерием признания актива является его способность приносить предприятию доходы (или сокращать расходы), независимо от наличия права собственности на это имущество.

Наряду с этим важнейшей характеристикой англо-американской бухгалтерии является приоритет профессионального мнения бухгалтера над предписаниями учетных регулятивов, что совершенно чуждо отечественной практике. Для нас привычным положением вещей является четкая заданность порядка действий по ведению учета предписаниями нормативных документов. В связи с этим даже такой могущий приносить предприятию очевидные экономические выгоды инструмент как учетная политика до сих пор воспринимается многими как бесполезная, но необходимая обязанность.

Однако, не нужно забывать о том, что концепция профессионального суждения бухгалтера направлена на формирование достоверной и объективной (беспристрастной) информации о финансовом положении предприятия, а не на влияние на мнение пользователей, с целью, например, привлечения дополнительных инвестиций.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC) был создан 29 июня 1973 года представителями профессиональных организация крупнейших развитых стран мира: Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании и Ирландии, США. В период с 1983 по 2001 год в состав членов КМСФО вошли все профессиональные бухгалтерские организации, состоящие членами Международной Федерации бухгалтеров.

В 2001 году КМСФО (IASC) был реорганизован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (International Accounting Standards Board, IASB). СМСФО - это неправительственная профессиональная организация.

В целом, как гласит устав данной организации, ее деятельность преследует следующие цели:

  1. разработка единой системы высококачественных, понятных и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов, предусматривающих формирование в финансовой отчетности качественной, прозрачной и сопоставимой информации с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и др. пользователям информации в принятии экономических решений;
  2. распространение стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации;
  3. активная работа в направлении конвергенции национальных стандартов с МСФО.

СМСФО имеет определенную иерархическую структуру. Он состоит из четырех органов: Попечительского совета, Правления, Консультативного совета и Комитета по интерпретациям.

Попечительский совет - это орган управления СМСФО, не принимающий участия в разработке стандартов. Попечительский совет включает в себя 19 членов, которые назначаются согласно Уставу. Шесть членов совета - из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Азиатско-Тихоокеанского региона и три из любого региона, выбираемые с целью установления общегеографического баланса членов Совета.

В Правлении , отвечающем за разработку стандартов, участвуют 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, а 2 - по совместительству. Члены правления выбираются с учетом их профессиональных знаний и прошлого опыта и (в отличие от попечителей) независимо от региональной принадлежности.

Как минимум пять членов правления должны иметь практический опыт работы аудиторами, минимум три - опыт подготовки финансовых отчетов, три - опыт пользования финансовой отчетностью и как минимум один должен быть представителем академических кругов.

Консультативный совет по стандартам, состоящий из 49 членов, обеспечивает возможность участия в обсуждении стандартов организаций и частных лиц из разных регионов. В состав данной структуры входят представители национальных органов, устанавливающих учетные стандарты, и прочие заинтересованные стороны. Цель Консультативного совета состоит в том, чтобы консультировать СМСФО по приоритетным вопросам работы, информировать о позиции членов совета по основным аспектам, связанным с разработкой стандартов, а также предоставлять другие консультации попечителям и СМСФО.

Консультативный Совет по стандартам ежегодно проводит как минимум три открытые встречи с СМСФО.

Председателем совета является председатель Правления.

В Комитет по интерпретациям входят 12 членов, назначаемых Попечителями. Роль Комитета заключается в разработке интерпретаций МСФО, выпускаемых СМСФО, в контексте Принципов составления и представления финансовой отчетности, для того чтобы обеспечить своевременное руководство при формировании финансовой отчетности по вопросам, которые непосредственно не рассматриваются в стандартах.

Порядок создания МСФО

МСФО разрабатываются с участием бухгалтеров, финансовых аналитиков и других пользователей финансовой отчетности, делового сообщества, фондовых бирж, регулятивных и юридических органов, представителей учебных заведений и других заинтересованных физических лиц и организаций всего мира. На открытых встречах СМСФО консультирует Консультативный совет по стандартам. Регламент деятельности по проектам, как правило, но необязательно, включает следующие этапы, представленные в таблице 1.

Таблица 2

Этапы разработки и принятия стандарта

Содержание этапа
1. Определение вопросов, требующих стандартизации, рассмотрение возможности применения к ним Принципов составления и представления финансовой отчетности
2. Изучение требований национальных учетных стандартов и практики учета, а также обмен мнений с национальными органами, устанавливающие эти стандарты
3.* Консультации с Консультативным советом по стандартам в части включения данного вопроса в повестку дня СМСФО
4. Формирование консультативной группы, которая будет оказывать консультации СМСФО по проекту
5. Публикация Дискуссионного документа (discussion document, DD) для публичного обсуждения
6.* Публикация для публичных комментариев Проекта положения (exposure draft, ED), одобренного не менее чем 8 членами СМСФО, включая особые мнения членов СМСФО
7. Публикация в составе Проекта положения основы для выводов
8.* Рассмотрение всех комментариев, пришедших в установленный срок для Дискуссионного документа и Проекта положения,
9. Рассмотрение необходимости проведения публичных слушаний и опытных тестирований (апробаций), и если будет установлена такая необходимость, осуществление указанных мероприятий
10.* Утверждение стандарта не менее чем 8-ю членами СМСФО и включение в публикуемый стандарт особых мнений членов СМСФО
11. Публикация в составе стандарта основы для выводов и других пояснения, которые раскрывают этапы разработки стандарта и публичные комментарии к Проекту положения

Примечание:
* Этапы, выполнение которых обязательно в соответствии с положениями Устава СМСФО.

На официальном сайте СМСФО (www.iasb.org) публикуются Дискуссионные документы (DD) и Проект Положения (ED). В настоящее время обсуждается проект стандарта по отчетности компаний малого и среднего бизнеса.

Структура МСФО

МСФО представляют собой комплекс документов. Это Введение, Построение СМСФО, Предисловие к положениям МСФО, Принципы составления и представления финансовой отчетности, собственно стандарты, разъяснения к стандартам (интерпретации), Глоссарий, История МСФО. Все эти документы взаимосвязаны, образуя единое целое, систему, и не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый отдельный документ как элемент этой системы имеет самостоятельное значение.

В Предисловии к положениям МСФО (Preface to Statements of International Accounting Standards) кратко излагаются цели и порядок деятельности CМСФО, а также разъясняется порядок применения международных стандартов. Значение этого документа во многом определено во фразе, с которой начинается каждый стандарт. В ней обращается внимание на то, что положения стандарта должны рассматриваться в контексте Предисловия.

Принципы составления и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) определяют основы формирования и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, даны определения, установлены порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятия капитала и поддержания капитала.

"Принципы" не являются стандартом и не заменяют никакие конкретные стандарты. Данный документ предназначен, в основном, для содействия:

  • СМСФО - в разработке новых и пересмотре действующих стандартов;
  • национальным органам стандартизации - в работе над национальными стандартами;
  • составителям финансовой отчетности - в применении МСФО и определении порядка финансовой отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты;
  • аудиторам - в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО;
  • пользователям отчетности, составленной по МСФО, - в интерпретации финансовой информации.

Если какое-то положение Принципов вступает в противоречие со стандартами, то требования стандарта имеют приоритет над требованиями Принципов.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards - IAS и International Financial Reporting Standards - IFRS) представлены в комплекте документов в порядке возрастания их номеров. Они имеют типовую структуру (компоненты, помеченные курсивом, не переведены на русский язык, они доступны только на английском языке в официальном издании, распространяемом IASCF): цель, сфера применения, определения, описание сущности стандарта, раскрытие информации, дата вступления в силу; приложения, являющиеся неотъемлемой частью стандарта; приложения, не являющиеся неотъемлемой частью; основа выводов; руководство по применению .

Интерпретации (разъяснения) Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям и принимаются СМСФО. В них раскрываются и объясняются положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Они призваны обеспечить единообразное применение стандартов и сопоставимость финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов.

Совокупность всех названных документов, или система МСФО, предназначена для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Система МСФО пригодна для использования как в частном, так и в государственном секторе. Однако некоммерческим организациям может потребоваться некоторая адаптация отдельных положений стандартов или предоставление дополнительной информации.

Применение МСФО

В силу того, что СМСФО не является правительственной организацией, Совет не может потребовать от кого бы то ни было применения международных стандартов. МСФО не являются нормативными актами. Поэтому обязанность применения МСФО может возникнуть, если она будет нормативно установлена национальным или наднациональным институтом. Так, законодательством некоторых стран предусмотрена обязанность составления отчетности по МСФО. Например, Законом Республики Казахстан предусмотрено составление финансовой отчетности по МСФО: с 01.01.2003 финансовыми организациями, с 01.01.2005 акционерными обществами, с 01.01.2006 иными организациями. Комиссией Европейского Союза также предусмотрено применение МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности всеми включенными в биржевой европейский листинг компаниями (в том числе кредитными и страховыми организациями). В таких условиях руководство компаний обязано применять МСФО при формировании финансовой отчетности.

Вместе с тем, многие компании и профессиональные организации добровольно применяют МСФО, поскольку высоко оценивают качество информации, содержащейся в финансовой отчетности, сформированной по МСФО. Многие отечественные компании в добровольном порядке приняли решение о формировании отчетности по МСФО (в отсутствии законодательных требований). Следует отметить тот факт, что в 2000 году Международная организация Комиссий по ценным бумагам (IOSCO) одобрила применение международных стандартов для формирования отчетности с целью последующего листинга и купли-продажи на мировых фондовых рынках. Такое одобрение означает, что IOSCO рекомендует входящим в ее состав органам регулирования финансовых рынков разрешить компаниям применять МСФО при формировании финансовой отчетности. Например, Лондонская фондовая биржа принимает отчетность, составленную по МСФО. В тоже время ведущий член IOSCO - Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям США (Securities and Exchange Commission, SEC) - до сих пор требует от компаний, составляющих отчетность по МСФО, полной выверки капитала и чистой прибыли (убытка), рассчитанных по МСФО и по национальным стандартам США (Generally Accepted Accounting Principles United States, GAAP US) по форме 20F.

Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB), ответственный за разработку национальных учетных стандартов США, и СМСФО (IASB) создали ряд рабочих групп, которым было поручено сформулировать основные отличия МСФО и GAAP US с тем, чтобы в дальнейшем компании, формирующие отчетность по МСФО, могли без дополнительных условий (форма 20F) быть допущены к листингу на Нью-Йоркской фондовой бирже. В соглашении между FASB и IASB, подписанном в октябре 2002 г. (Норволкское соглашение), заявлено о намерении продолжить совместную работу по конвергенции национальных американских стандартов и МСФО, окончание этих работ намечено на 2009 г.

Для многих российских компаний ключевой причиной принятия решения о составлении отчетности по МСФО в добровольном порядке является сокращение расходов (или сам факт получения) на привлечение заемных средств, поскольку зарубежные заемные источники нередко обходятся дешевле отечественных.

МСФО в России: история и сегодняшний день

С конца 90-х годов в России начался процесс реформирования бухгалтерского учета. Толчком к началу реформы послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1). В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

Помимо этого, было приято решение об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и ИПБ России в декабре 1997 года (Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчетности).

К 1998 г. стало ясно, что документ, принятый в 1994 году, нуждается в серьезной доработке. Как следствие, была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283. В методологическом плане реализация Программы реформирования значимо изменила бухгалтерский учет в России (во всяком случае, содержание нормативных актов, его регулирующих). В теорию и практику вошли концептуальные основы МСФО, многие из которых были совершенно новыми для наших коллег: метод начисления, учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности отдельной организации, приоритет содержания над формой, существенность, осторожность и проч.

Новым шагом в реформировании бухгалтерского учета в России послужила Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина от 01.07.2004 №180.

Концепция назвала следующие этапы реформирования учета в нашей стране в части достижения соответствия учетной практики МСФО (мы процитируем этот документ в связи с большой значимостью рассматриваемых положений):

Выдержка из документа

1) 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов*, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2) 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

Примечание:
* К общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Таким образом, мы можем видеть, что МСФО не свалятся на головы наших коллег в один прекрасный день в связи с выходом соответствующего нормативного документа. Это будет последовательный и постепенный переход путем корректировки действующих российских нормативных документов. Очевидно, что переход на МСФО - это сложный, неоднозначный процесс, который должен происходить в соответствии с темпами развития экономической реальности в России и соотноситься с готовностью действующей системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Зачем нужно знать МСФО сегодня?

Когда речь идет о компаниях, относящихся к сфере крупного бизнеса, необходимость МСФО понятна и очевидна. Это выход на международные финансовые рынки, это привлечение иностранных инвестиций, это предоставление отчетности зарубежным акционерам и проч. И в Концепции, как вы могли видеть, о переходе на МСФО говорится только в связи с крупными "общественно значимыми" компаниями. Здесь может возникнуть вопрос: зачем знать МСФО бухгалтеру, не работающему в транснациональном холдинге?

Прежде всего, следует отметить, что последние 10 лет все изменения, которые претерпевает российская нормативная база, обусловлены процессом сближения российских учетных регулятивов с положениями МСФО. Такие категории как допущения и требования, т.е. принципы учета (в т. ч. начисление, консерватизм, приоритет содержания над формой), учетная политика, современная трактовка доходов и расходов, условные факты хозяйственной деятельности, события после отчетной даты, отложенные налоговые активы и обязательства и проч. - это следствие адаптации российских нормативных документов к МСФО. На сегодняшний день совершенно справедливым будет утверждение о том, что мы уже во многом работаем по МСФО.

Мы уже отмечали, что идея теоретической концепции МСФО заключается в демонстрации пользователю отчетности экономического содержания операций компании. Такой подход существенно раздвигает методологические границы учета, характерные для российской практики. Здесь следует назвать оценку имущества предприятия в соответствии с текущей экономической ситуацией, отражение доходов и расходов и обязательств, их формирующих, с учетом фактора временной ценности денежных средств, концепцию поддержания капитала. Раскрытие финансового положения предприятия с таких методологических позиций дает пользователям, принимающим управленческие решения, информацию, позволяющую более объективно оценить финансовое положение фирмы.

Наконец, знание МСФО повышает уровень квалификации специалиста и делает обладателя таких знаний более востребованным на рынке труда.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности – независимая организация, члены которой утверждаются Комитетом по назначению. Члены Комитета, в свою очередь, номинируются на должность в процессе широкого обсуждения Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) с компаниями и академическими кругами. МФБ насчитывает 156 бухгалтерских ассоциаций, в которые входят 2 млн членов, в т. ч. из России. Деятельность Совета по международным стандартам поддерживается и финансируется на добровольных началах аудиторскими фирмами, ассоциациями и коммерческими организациями .

Совет проводит консультации по всем своим проектам. Аудиторские фирмы, компании, академические круги и любой желающий могут представить письмо-комментарий в поддержку или с критикой будущего стандарта. При недостаточной поддержке нового стандарта со стороны будущих пользователей и после анализа конструктивной критики новый стандарт может претерпеть значительные изменения или вообще быть не принят. Для одобрения решения о принятии, корректировке или аннулировании стандарта МСФО необходимы голоса 8 членов Совета из 14. МСФО не являются обязательными, и Совет по международным стандартам не может требовать, чтобы компании при составлении отчетности следовали МСФО. Более того, в каждой стране существуют национальные стандарты ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которым должны следовать компании – резиденты этих стран.

Наиболее известными национальными стандартами являются Общепринятые принципы бухгалтерского учета США – ГААП США.

Считается, что международные стандарты финансовой отчетности являются наиболее разработанными бухгалтерскими стандартами. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах , например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах (например Чехии, странах Балтии) отчетность по МСФО должны составлять все крупные предприятия .

Международные стандарты базируются на основных принципах составления финансовой отчетности: начисления, существенности, приоритета содержания над формой, непрерывности деятельности и т. д. В отличие от МСФО национальные стандарты многих стран, как правило, представляют собой свод подробных правил, детально описывающих порядок учета хозяйственных операций и исключений из этих правил. Однако следует отметить, что российские стандарты становятся все более близкими к МСФО, и действующие в настоящее время ПБУ почти полностью соответствуют международным стандартам, хотя некоторые различия сохраняются до сих пор.

Разработкой МСФО занимается Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО (International Accounting Standards Committee Foundation - IASCF).

Этот Комитет был создан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями девяти стран. В настоящее время КМСФО включает около 150 членов-организаций из 110 стран. В последнее время структура Комитета претерпела большие организационные изменения и в настоящий момент выглядит следующим образом (рис. 1.7).

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ Попечители (Trustees): │

│ - 19 человек; │

│ - назначают членов Консультационного совета │

│ по стандартам, Комитета по интерпретациям и Совета; │

│ - отслеживают эффективность деятельности КМСФО; │

│ - привлекают финансирование и др. │

└──────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┴──┬─────────────────────┐

┌───────┴───────────┐ ┌──────────────┴───────┐┌────────────┴────────────┐

│Консультационный │ │ Совет (International││Комитет по интерпретациям│

│совет по стандартам│ │ Accounting Standards││(International Financial│

│(Standards Advisory│ │ Board): ││Reporting Interpretations│

│Council): │ │ - разрабатывает и││Committee): │

│- консультирует и│ │ выпускает стандарты ││- разрабатывает интерпре-│

│информирует Совет│ │ ││ тации стандартов │

│по вопросам реали-│ │ ││ │

│зации проектов │ │ ││ │

└───────────────────┘ └──────────────────────┘└─────────────────────────┘

Рис. 1.7. Структура КМСФО

Основной организацией КМСФО является Совет (International Accounting Standards Board - IASB). Задачи Совета - разработка и публикация международных стандартов высокого качества, обеспечивающих прозрачность и сравнимость финансовой отчетности компаний. Совет состоит из 14 членов, представляющих 9 стран, 12 из которых работают на постоянной основе.

Члены Совета назначаются попечителями (иногда на русский язык они переводятся как "доверенные лица"), которые отслеживают эффективность его работы, занимаются поиском финансирования, санкционируют бюджет Совета и несут ответственность за конституциональные изменения. Попечители представляют различные регионы (6 членов - из Северной Америки, 6 - из Европы, 4 - из стран Тихоазиатского региона, 3 - из других регионов) и включают специалистов бухгалтерской профессии, международных организаций, пользователей и составителей финансовой отчетности.

Основными задачами Консультационного совета по стандартам являются консультирование Совета по приоритетным направлениям, информирование его о применении международных стандартов и общественном мнении относительно осуществляемых проектов.

Комитет по интерпретациям (в английском варианте до недавнего времени этот орган назывался Standing Interpretations Committee; в настоящее время его название изменилось на International Financial Reporting Interpretations Committee - дословно Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности) отвечает за разработку интерпретаций по применению международных стандартов и регламентации других вопросов на основе концептуальных основ. Комитет публикует проекты интерпретаций, рассматривает комментарии заинтересованных сторон, а затем получает от Совета одобрение финального варианта интерпретаций.

Изменились также основные приоритеты деятельности КМСФО. В настоящее время международные стандарты не только обобщают опыт ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности различных стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности. Основными задачами КМСФО являются разработка единых высококачественных стандартов, которые обеспечивают прозрачность и сравнимость финансовой отчетности для принятия экономических решений участниками мировых рынков капитала и другими пользователями; содействие практическому применению данных стандартов и сближению национальных и международных стандартов учета.

Данные изменения во многом связаны со вступлением в силу соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO). Суть данного соглашения состоит в том, что компании, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, одобренными IOSCO, имеют право листинга на любых фондовых биржах мира (исключение составляют США, однако и там рассматривается вопрос о применении международных стандартов). Таким образом, для предприятий облегчается выход на мировые рынки капитала и снижаются затраты для привлечения капитала. Эти факторы повлияли и на выбор МСФО в качестве ориентира для реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Дополнительную поддержку международные стандарты получили в результате решения ЕС об обязательном использовании МСФО для составления консолидированной отчетности всеми европейскими компаниями, зарегистрированными на биржах с 2005 г.

Международные стандарты финансовой отчетности можно условно разделить на три части:

1) концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements);

2) собственно стандарты (International Accounting Standards);

3) интерпретации стандартов (Interpretations of International Accounting Standards - SIC).

Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности, не являясь собственно стандартами, играют принципиально важную роль. Во-первых, они определяют принципы (концепции), в соответствии с которыми должна быть составлена финансовая отчетность предприятий. Во-вторых, они служат теоретической основой существующих и разрабатываемых стандартов и их интерпретаций. В-третьих, они представляют собой руководство для решения учетных проблем, не специфицированных действующими стандартами.

Собственно стандарты определяют подходы к решению различных учетных проблем, регламентируя правила и процедуры отражения в учете и отчетности хозяйственных средств и операций предприятий. На январь 2002 г. действовало 34 международных стандарта (номер последнего стандарта - 41, отменены 3, 4, 5, 6, 9, 13, 25-й стандарты).

Приведем перечень действующих МСФО.

    IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)

    IAS 2 Запасы (Stocks)

    IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)

    IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)

    IAS 10 События после окончания отчетного периода (Events After the Balance Sheet Date)

    IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)

    IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)

    IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)

    IAS 17 Аренда (Leases)

    IAS 18 Выручка (Revenue)

    IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)

    IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)

    IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)

    IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)

    IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)

    IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)

    IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)

    IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия (Investments in Associates)

    IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)

    IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)

    IAS 32 Финансовые инструменты - представление информации (Financial Instruments: Presentation)

    IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)

    IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)

    IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)

    IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)

    IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)

    IAS 39 Финансовые инструменты - признание и измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)

    IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)

    IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

    IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)

    IFRS 2 Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments)

    IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)

    IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)

    IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)

    IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)

    IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)

    IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)

Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер и во многих случаях разрешают использование альтернативных подходов к решению различных учетных проблем. В своих выступлениях разработчики МСФО подчеркивают, что данные стандарты не инструкции, а особенность мировоззрения. Основная задача их применения - формирование отчетности, объективно отражающей состояние и результаты деятельности предприятий и полезной для принятия решений различными группами пользователей. С помощью МСФО решаются вопросы раскрытия (disclosure), представления (presentation), признания (recognition) и оценки (measurement) информации, которая должна содержаться в финансовой отчетности. Таким образом, составленная в соответствии с МСФО отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, является базой для принятия обоснованных решений.

Применяя интерпретации, вырабатывают решения по спорным вопросам применения международных стандартов. Например, Интерпретация 1 регламентирует порядок использования методов расчета стоимости запасов (средневзвешенная стоимость, ФИФО, ЛИФО), разрешенных МСФО2 для запасов различного типа. В настоящее время действует более 30 Интерпретаций.

Отметим, что МСФО находятся в процессе постоянного изменения: разрабатываются новые стандарты, изменяются действующие. В ближайшее время предполагается переработать практически все действующие стандарты. В плане работы КМСФО разработка новых стандартов и внесение изменений в уже действующие стандарты. При этом затрагиваются, в частности, вопросы учета договоров страхования, объединения компаний, составления отчета о результатах деятельности, учета выплат по акциям компании, а также рекомендации по первичному применению МСФО. Приоритетное значение для КМСФО имеют такие темы, как методы оценки в бухгалтерском учете, учет в добывающих отраслях, учет финансовых инструментов, учет лизинговых операций, учет на предприятиях малого и среднего бизнеса и в условиях развивающихся рынков, учет налогов на прибыль, объединение компаний и составление консолидированной отчетности, определение элементов финансовой отчетности, прекращение признания объектов учета, вознаграждения работникам, обесценение активов, нематериальные активы, признание обязательств и выручки, анализ финансовой отчетности, предоставляемый руководством компании, переоценка активов.

Как мы уже говорили в предисловии к этой книге, кроме КМСФО проблемой гармонизации учета на мировом уровне занимаются Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), разрабатывающая и публикующая международные стандарты аудита и международные стандарты бухгалтерского образования и тесно сотрудничающая с КМСФО, Организация Объединенных Наций (ООН, UN) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), способствующие распространению международных стандартов в мире.

Несмотря на разнообразие учетных правил и процедур обычно в основе любой национальной системы учета, а также международных стандартов лежат определенные принципы учета и составления финансовой отчетности. Они могут носить название концептуальных основ, концепций, ограничений и принципов, базовых положений и т.д. Например, в международных стандартах эти принципы сформулированы в Концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements), в ГААП США - в Положениях о концепциях финансового учета (Statements of Financial Accounting Concepts).

Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) - International Accounting Standards Committee foundation, IASC - был создан 29 июня 1973 г. представителями профессиональных организаций крупнейших развитых стран мира (рис. 1.1).

В период с 1983 по 2001 гг. в состав членов КМСФО вошли все профессиональные бухгалтерские организации, состоящие членами Международной Федерации бухгалтеров.

В 2001 г. КМСФО (IASC) был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) - International Accounting Standards Board (IASB). СМСФО - это неправительственная профессиональная организация.

В целом, как гласит устав данной организации, ее деятельность преследует следующие цели.

Разработка единой системы высококачественных, понятных и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов, предусматривающих формирование в финансовой отчетности качественной, прозрачной и сопоставимой информации с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и др. пользователям информации в принятии экономических решений.

Распространение стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации.

Активная работа в направлении конвергенции национальных стандартов с МСФО.

СМСФО состоит из четырех органов:

1) Попечительского совета;

2) Консультативного совета по стандартам;

3) Персонала СМСФО

4) Комитета по интерпретациям международной финансовой отчетности

Попечительский совет - это орган управления СМСФО, не принимающий участия в разработке стандартов. Попечительский совет включает в себя 19 членов, которые назначаются согласно Уставу. Шесть членов совета - из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Азиатско-Тихоокеанского региона и три из любого региона, выбираемые с целью установления общегеографического баланса членов Совета.

В Правлении, отвечающем за разработку стандартов, участвуют 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, а 2 - по совместительству. Члены правления выбираются с учетом их профессиональных знаний и прошлого опыта и (в отличие от попечителей) независимо от региональной принадлежности.

Как минимум пять членов правления должны иметь практический опыт работы аудиторами, минимум три - опыт подготовки финансовых отчетов, три - опыт пользования финансовой отчетностью и как минимум один должен быть представителем академических кругов.

Консультативный совет по стандартам, состоящий из 45 членов, обеспечивает возможность участия в обсуждении стандартов организаций и частных лиц из разных регионов. В состав данной структуры входят представители национальных органов, устанавливающих учетные стандарты, и прочие заинтересованные стороны. Цель Консультативного совета состоит в том, чтобы консультировать СМСФО по приоритетным вопросам работы, информировать о позиции членов совета по основным аспектам, связанным с разработкой стандартов, а также предоставлять другие консультации попечителям и СМСФО.

Консультативный Совет по стандартам ежегодно проводит как минимум три открытые встречи с СМСФО.

Председателем совета является председатель Правления.

В Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности входят 12 членов, назначаемых Попечителями. Роль Комитета заключается в разработке интерпретаций МСФО, выпускаемых СМСФО, в контексте Принципов составления и представления финансовой отчетности, для того чтобы обеспечить своевременное руководство при формировании финансовой отчетности по вопросам, которые непосредственно не рассматриваются в стандартах.

При осуществлении проекта Персонал Совета часто формирует специальную консультативную группу для выработки рекомендаций по проекту. Также персонал СМСФО подготавливает предлагаемый новый документ.

Похожие публикации