Безрутченко А.Ю. Соматоскопические показатели физического развития. Проектно-исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на показатель соматического здоровья и определение соматотипа у девочек-подростков Виды диагностики, цель, задачи

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.

Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.

Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.

Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.

Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:

  • соматометрические;
  • физиометрические;
  • соматоскопические.

Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.

К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.

Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.

Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.

Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:

  • наклонное положение головы;
  • неодинаковый уровень надплечий и лопаток;
  • неравная длина шейно-плечевых линий.

К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.

Развитие мускулатуры – ещё один соматоскопический параметр; характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и другими свойствами. По степени развитости мускулатуры можно судить о силе, выносливости человека и виде спорта, которым он занимается.

Такой соматоскопический параметр, как телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. Как и форма грудной клетки, телосложение бывает трёх типов: нормостеническое, гиперстеническое, астеническое.

  • Гиперстенический тип предполагает преобладание поперечных размеров тела. Голова у гиперстеников имеет округлую форму, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.
  • Астенический тип телосложения означает преобладание продольных размеров тела. Астеники имеют узкое лицо, длинную, тонкую шею, тонкие конечности, слаборазвитую мускулатуру, тонкую бледную кожу.
  • Для нормостенического типа телосложения характерна пропорциональность. Ни продольный, ни поперечный размеры тела не имеют отклонений от нормы.

Таким образом, к соматоскопическим показателям физического развития относятся состояние опорно-двигательной системы (в том числе и осанки), форма грудной клетки, мускулатура и телосложение.

Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.
Согласно литературным данным (В. А. Вишневский, 1985, 1987; М. М. Кабанов, 1978; B. B. Ковалев, 1979, 1982; Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976; В. Н. Мясищев, 1960) и нашим наблюдениям, соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (Р. Ф. Майрамян, 1976). Наши наблюдения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.
Безусловно, физическая нагрузка у родителей таких детей чрезвычайно велика, особенно это касается родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом (постоянная физическая помощь ребенку при его перемещении по дому, еженедельная перевозка ребенка различными видами общественного транспорта из дома в школу и назад при отсутствии надлежащих вспомогательных средств). Трудности, с которыми сталкиваются родители умственно отсталых детей, имеют свою специфику, так как ежедневное сопровождение ребенка в школу (если это не школа-интернат) и домой в большом мегаполисе занимает много времени и в некоторых случаях соответствует во временнóм отношении целому рабочему дню.
Тем не менее при наличии огромной физической нагрузки, которая, несомненно, истощает силы и влияет на соматическое состояние родителей, психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют первостепенную роль. Как известно, «патогенно то переживание, которое занимает значимое место в системе отношений личности к действительности» (Н. И. Фелинская, 1982, с. 16). Для родителей больных детей в первую очередь патогенными являются перечисленные ранее психологические особенности развития их детей: признаки интеллектуального недоразвития, внешнее калечество, двигательные и речевые нарушения. «Шоковые травмы, равно как и пролонгированные травмы, обычно задевают аффектологические регистры психического аппарата и вызывают расстройства в виде эмоциогений» (А. Д. Зурабашвили, 1982, с. 14). Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий - все эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией их личности на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма.
Среди осложнений или отдаленных последствий перенесенного стресса некоторые авторы усматривают возможность изменения нервно-психической реактивности организма родителей «вследствие повышения психогенной „ранимости“ даже после однократно перенесенного психогенного заболевания и возможность возникновения резидуальных невротических состояний» (B. B. Ковалев, 1982, с. 12).
Особо значимым в данном контексте является воздействие на отдельных матерей повторных психотравм, уже не связанных непосредственно с состоянием здоровья и особенностями развития их ребенка. К таким травмам могут относиться как достаточно легкие - конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые - уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубокая. Они как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже. Повторное внешнее воздействие даже другого характера - «второй удар», по А. Д. Сперанскому (1955 1), - способствует выявлению тех нарушений, которые имели место при прошлых болезненных состояниях, а также следов давних психических травм, не приведших в момент своего действия к развитию болезненных реакций.
Оказывается, что отзвучавшие системы переживаний при определенных условиях могут иметь влияние на переживания данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности отключенной системы переживаний и ее эмоциональная значимость. По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, и то не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и отключается от настоящего, как это имеет место в некоторых случаях у больных неврозами.
Соприкосновение с сигнальным раздражителем, которым может быть любой из приведенных выше факторов, вызывает повторение болезненного эмоционального переживания. Сигнальный раздражитель частично возобновляет ранее пережитую систему, актуализируя лишь эмоциональный фон, в то время как интеллектуальный смысловой компонент пережитой системы не воспроизводится в сознании. Длительная психотравма ведет к нарушению эмоциональной регуляции и смещению уровней аффективного реагирования.
В результате перенесенных психотравм у матерей этой категории могут развиться различные соматические заболевания. Ведущей подсистемой, объединяющей биологический уровень адаптации (гипоталамический, нейродинамический уровень) и психологические процессы защиты, является эмоция. При развитии психогенного процесса дезадаптационные механизмы проявляются в различной последовательности и в зависимости от того, в каком звене эмоциональной системы имело место перенапряжение. На уровне психологической защиты (эмоционально-социальный стресс) это приводит к развитию невротических состояний.
«Однако при развитии психосоматических процессов выступает обратное соотношение - эмоционально-социальный стресс нейтрализуется процессами психологической защиты, невротизация не развивается, а перенапряжение суммируется и проявляется в дезадаптации физиологического уровня реагирования - гипоталамической дезинтеграции, приводящей к соматической дезадаптации» (Н. А. Михайлова, 1982, с. 33). Это обусловливает формирование порочного круга, что в дальнейшем может привести к вторичной невротизации - реакции личности на болезнь.

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. По иссле­дованиям в нашей стране и ряде других стран (Польша, Франция, ГДР) отмечается отчетливая взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью. Эта зависимость особенно выражена в старших классах, где здоровые подростки имеют значительно более высокие показатели физического развития и успеваемости, чем ослабленные.

Современное понятие физического развития определяется состоянием «морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма» и уровнем биологического возраста. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др. Информативность каждого показателя меняется в разные возрастные периоды. Так, в период полового созревания ведущим показателем биологической зрелости является степень выраженности вторичных половых признаков.

Среди показателей, определяющих физическое развитие, различают соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

К соматоскопическим, или описательным, показателям относятся состояние кожных и видимых слизистых покровов (цвет, тургор, эластичность и т. п.), опорно-двигательного аппарата (форма лопаток и грудной клетки, спины, ног, стоп), степень жироотложения, выраженность вторичных половых признаков.

Соматические показатели включают длину туловища, ног, рук, рост сидя, ширину плеч и таза, окружность головы, плеча и т. д.

К физиометрическим показателям относятся: емкость легких (суммарный объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха), мышечная сила (сила сжатия кисти рук, становая сила, т. е. сила мышц стана).

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) — наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней.

Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблются под влиянием внешних условий (питание, болезни и т. д.).

Окружность грудной клетки характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки отчасти можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Для изучения физического развития детей и подростков используются массовый (одномоментный) и индивидуальный методы.

Массовый метод позволяет определить средние типичные величины физического развития для каждой возрастной, половой и социальной групп. Он проводится каждые 5-10 лет, что позволяет определить за прошедшее время сдвиги в физическом развитии под влиянием меняющихся социально-гигиенических условий (лечебно-оздоровительные мероприятия, питание, режим занятий, отдыха, сон и т. п.). При индивидуальном методе исследования физического развития детей и подростков проводятся ежегодные, при необходимости поквартальные осмотры одних и тех же детей. Это дает возможность постоянно следить за развитием каждого ребенка и выявлять его особенности.

На физическое развитие оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические, социальные и ряд других факторов.

Общественный строй определяет условия воспитания и обучения подрастающего поколения. Влияние социальных условий в нашей стране на уровень развития детей и подростков подтверждается тем, что физическое развитие детей рабочих и служащих городов и сельской местности различных климатогеографических зон, разных национальностей не имеют больших отличий в показателях. В первую очередь этот факт можно объяснить непрерывным улучшением благосостояния советского народа, условий жизни населения, повышением материального и культурного уровня, проведением широких оздоровительных мероприятий, обеспечением квалифицированной медицинской помощи детскому населению.

Интересны данные изучения физического развития современных школьников городских и сельских школ Московской области, которые дают возможность сравнить их с показателями физического развития за 50-100 лет. Полученные впервые Ф. Ф. Эрисманом в 1880-1885 гг. данные физического развития рабочих-подростков и их сверстников - гимназистов г. Глухова показали у первых низкий уровень физического развития и отставание в половом созревании на 3-4 года. С 1927 г. по настоящее время изучение фи­зического развития учащихся г. Глухова проводится каждые 5-10 лет. Исследования показали, что за прошедший период у учащихся разница в длине тела составляет от 11 до 23 см, а массы тела - от 6,5 до 11,1 кг. Изучение физического развития учащихся сельских школ впервые проводилось в 1886 г. Н. Ф. Михайловым. Он отмечал плохие жилищные условия, в которых жили дети, скудное питание и тяжелый труд подростков. Эти дети и подростки отличались низким физическим развитием (низкорослость, узкогрудость, недостаточный вес). Коренные социальные преобразования на селе, высокое материальное благосостояние колхозников, хорошие бытовые условия, отмена тяжелого изнуряющего сельскохозяйственного труда для детей и подростков, питание, содержащее необходимые белки и витамины, привели к существенному повышению физического развития сельских школьников. За последнее десятилетие у школьников сельской местности средние показатели физического развития увеличились: длина тела на 20-25 см; масса -на 11-15 кг и окружность грудной клетки - на 11-14 см. Сократился период роста, в более ранние сроки наступает период полового созревания.

Все сказанное еще раз подтверждает влияние социальных условий на физическое развитие детей и подростков.

Козявина Кристина Юрьевна, Камышева Екатерина Сергеевна

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды. Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 - 17 лет в зависимости от соматотипа. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, центильный метод, статистический анализ, социальный опрос. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3» г. Брянск

Проектно-исследовательская работа

«Влияние физической нагрузки

на показатель соматического здоровья и

определение соматотипа у девочек-подростков»

для участия в Седьмой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ

учащихся медико-биологических классов

школ-партнеров Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Предметная область - биология

Козявина Кристина Юрьевна

Камышева Екатерина Сергеевна

Руководитель: Бабич Елена Викторовна

Должность: учитель биологии

г. Брянск

2014

1. Введение

1.1. Актуальность …………………………………………………………….3

1.4. Задачи. …………………………………………………………………....3

1.3. Цель ……………………………………………………………………....3

1.2. Гипотеза исследования ………………………………………………….3

1.4. Задачи …………………………………………………………………...3-4

1.5 Объект исследования ………………………………………………….....4

1.6. Методы исследования …………………………………………………...4

1.7. Научная новизна …………………………………………………………4

1.8. Практическая значимость ……………………………………………….4

2.1. Современные представления о конституции человека ………………4-5

2.2. Понятие соматического здоровья ……………………………………...5-6

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко..6-7

3.2. Центильный метод ……………………………………………………..6-7

4.1. Практическая часть: проведение исследования………………………7-8

4.2. Анализ полученных данных …………………………………………..8-10

6. Список литературы ………………………………………………...11

5. Выводы………………………………………………………………11

1. Введение

1.1. Актуальность : в настоящее время привлекает внимание проблема сохранения и укрепления здоровья у подростков. Не надо убеждать общество в том, что дозированные физические нагрузки улучшают состояние здоровья человека. Согласно научным исследованиям, к концу прошлого века 75 % выпускниц школ имели различные хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, отклонения в темпах полового созревания, а также наблюдалось снижение общей двигательной активности . В связи с этим темой нашей работы стало «Влияние физической нагрузки на показатель соматического здоровья и определение соматотипа у девочек – подростков».

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды . Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка .

1.2. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков.

1.3. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 - 17 лет в зависимости от соматотипа.

1.4. Задачи: 1. Изучить теоретический материал и освоить методики определения соматотипов и показателей соматического здоровья у девочек-подростков 15 - 17 лет. 2. Провести исследования по определению соматотипов (центильный метод) и соматического здоровья (экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко) 3. Выяснить взаимосвязь между уровнем соматического здоровья и соматотипом у девочек-подростков в связи с физическими нагрузками (дополнительными занятиями разными видами спорта, танцами).

1.5. Объект исследования: девочки-подростки 15-17 лет.

1.6. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко , центильный метод, статистический анализ , социальный опрос.

1.7. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске.

1.8. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

2. Обзор литературы по выбранной теме

2.1. Современные представления о конституции человека

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, отсутствие болезней и физических дефектов (по определению ВОЗ) . Оно характеризуется анатомическими характеристиками, антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями и физическим развитием. На физическое развитие влияют: наследственность, окружающая среда и социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность (занятия спортом) .

По современным представлениям, под термином «конституция» понимается целостность морфологических и функциональных признаков организма. Соматотипирование – объединение индивидуальных конституций по общности строения тела. Для определения соматотипа используют антропометрические измерения. Соматотипы определяют физическое развитие человека, характеризуют особенности его обмена веществ, развитие костной, мышечной или жировой ткани, особенности психики и склонность к определенным заболеваниям. Зная соматотип можно правильно построить свои тренировки, подобрать диету, не допускать развития заболеваний, характерных для вашего соматотипа .

2.2. Понятие соматического здоровья

При оценке уровня здоровья используют диагностику определения по прямым показателям, включающую оценку энергопотенциала организма. Основным его показателем является соматическое здоровье - состояние, при котором у человека происходит саморегуляции функций организма, согласованность физиологических процессов и адаптация к внешним факторам. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека, резерв клеток, тканей, органов, систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. При оценке соматического здоровья используют метод количественной оценки индивидуального здоровья. Наибольшей диагностической эффективностью обладает метод оценки энергопотенциала биосистемы по Г.Л. Апанасенко .

3. Методика сбора и обработки материала

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физиологических параметров, которые могут быть количественно измерены - росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, отражают состояние здоровья субъекта и позволяют прогнозировать изменение здоровья в будущем .

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко

В 1992 г. Г.Л. Апанасенко разработал экспресс-систему оценок адаптивных возможностей организма для проведения скрининговых исследований, не требующих сложного оборудования. Она включает следующие показатели: состояние сердечно-сосудистой системы в покое и в восстановительном периоде после физической нагрузки, массу и длину тела, систолическое артериальное давления, ЖЕЛ, силу кисти, ЧСС, время восстановления пульса после стандартизированной нагрузки .

Автор вводит понятие "безопасного уровня" соматического здоровья, который определяется величиной аэробного энергопотенциала. Этот уровень равен 40 - 42 мл/кг/мин для мужчин и 33 - 35 мл/кг/мин для женщин. Ниже этого уровня возможна активация эндогенных факторов риска и формирование хронических соматических заболеваний .

3.2. Центильный метод

Оценить физическое развитие можно с помощью центильных таблиц. Данный метод объективен, корректен, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста, позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными данными, получаемыми при массовых обследованиях .

Если полученные результаты соответствуют: 97 центилей – высокий уровень развития; 90 центилей - выше среднего; 75 - 25 центилей - среднее; 10 центилей - ниже среднего; 3 центиля – низкое развитие. (Приложение 7.4.) Физическое развитие считается гармоничным, если антропометрические показатели соответствуют одному центильном ряду, допускается отклонение в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии. Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности, в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела (Приложние 7.4.) .

Темповый соматотип – это характеристика темпа роста ребенка, определенная на основе номеров центильных оценок и отражающая биологический возраст ребенка. Соматотип вычисляется как сумма номеров центильных интервалов (возрастно-половой шкалы) для длины, массы тела и окружности грудной клетки. Выделяют 3 вида темпов возрастного развития: микросоматический тип (замедленный темп возрастного развития), мезосоматический тип (средний темп роста), макросоматический тип (ускоренный темпам развития) .

4. Проведение исследования, анализ, выводы

4.1. Практическая часть: проведение исследования

Определение уровня соматического здоровья проводилось по методу Г. Л. Апанасенко на 53 школьницах 15-17 лет, проживающих в г. Брянске и обучающихся в МБОУ «Гимназия №3». Оценка соматического здоровья определялась путем перевода количественных показателей (индексов) в баллы, их сумма соответствовала определенному уровню аэробного энергопотенциала. В ходе работы были измерены длина тела (ДТ, см), масса тела (МТ, кг), окружность грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), артериальное давление (АДС, мм.рт.ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл), мышечной силы рабочей руки (МСР, кг) .

Были рассчитаны следующие индексы: весо-ростовой индекс (ВРИ) оценивался по центильным таблицам; жизненный индекс ЖИ = ЖЕЛ:МТ(мл/кг); силовой индекс СИ=МСР:МТ (%); индекс Робинсона ИРоб=(ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту) .

Соматотип оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела и окружности грудной клетки:

1. Микросоматический – сумма баллов от 3 до 10.

2. Мезосоматический - сумма баллов от 11 до 17. Данный тип можно разделить на 2 подтипа: а) микромезосоматический - сумма от 11 до 13 баллов; б) макромезосоматический - сумма от 14 до 17 баллов.

3. Макросоматический – сумма баллов от 18 до 24. Все показатели были статистически обработаны с вычислением средних величин .

4.2. Анализ полученных данных

1. Наибольший удельный вес имеют школьницы с мезосоматотипом (68,5%), с микро- и макросоматипом встречаются реже (2,9%; 28,6% соответственно). (Приложении 7.1. Таблица 1)

2. Средние значения морфофункциональных показателей девочек с разными соматотипами приведены в Приложении 7.1. Таблица 2. Средние значения длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) находятся в пределах средней возрастной нормы. У девочек с микросоматов значения ниже среднего, а у макросоматов - выше среднего, с мезосоматов - средняя степень весоростового соотношения и соответствует норме.

3. При оценке физического развития (Приложение 7.1. Таблица 3) выяснено, что микросоматики имеют замедленный тип развития и низкий показатель соматического здоровья, мезосоматики – нормальный темп развития и показатель здоровья нормальный и ниже среднего, макросоматики – отличаются опережающим развитием и показателем здоровья ниже среднего. Нормальный и средний показатель здоровья объясняется тем, что большинство девочек с мезосоматотипом дополнительно занимаются волейболом, баскетболом, плаваньем, фитнесом, черлидингом, лёгкой атлетикой, танцами. (Приложение 7.2. Диаграмма 1). Девочки-подростки с микро-, макро- и мезосоматотипом с негармоничным развитием дополнительной физической нагрузки не имеют.

4. Наши результаты показали тенденцию увеличения значения жизненного объёма лёгких (ЖЕЛ) в ряду микро-, мезо- и маркосоматиков.

5. Средние групповые значения жизненного индекса соответствуют среднему уровню или нижнесреднему уровню.

6. Данные по мышечной силе руки у девочек разных соматотипов находятся в одном интервале и имеют среднее значение по данному признаку.

7. У макро- и микросоматиков отмечаются более высокие значения ЧСС, т.к. сердечная мышца работает в наименее экономном режиме и диапазон компенсаторных возможностей ограничен. Различия в значениях АДС между девочками с разными соматотипами не выявлено.

8. Важный показатель энергопотанциала организма - индекс Робинсона (ИРоб) - характеризует систолическую работу сердца. Чем ниже иРоб в покое, тем выше максимальные аэробные способности и уровень соматического здоровья. Полученные данные у микро–, макросоматиков имеющих высокие значения иРоб, мы относим к группе лиц с пониженными функциональными резервами сердечнососудистой системы (ССС).

9. Индекс Руфье (ИРуф) показывает адаптационные возможности ССС в ответ на дозированную физическую нагрузку. В исследовании у всех девочек иРуф показал уровень резерва функции ССС ниже среднего. Лучшие результаты наблюдаются у макромезосоматиков и макросоматиков.

10. Среднее значение соматического здоровья во всей выборке можно охарактеризовать как среднее и ниже среднего. Девочки-подростки с разными типами телосложения отличаются по уровню соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 3). Средний и выше среднего уровень соматического здоровья показывают девочки с мезосоматотипом, которые имеют дополнительные физические нагрузки. Девочки с микро- и макромезосоматотипом, не имеющие дополнительной физической нагрузки имеют низкий и ниже среднего уровень соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 2).

5. Выводы

1. Мы провели исследование по определению соматотипов и уровня соматического здоровья с помощью центильного метода и экспресс-оценки безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко.

2. Исходя из нашего исследования, физические нагрузки оказывают влияние на уровень соматического здоровья и соматотипы девочек-подростков, их антропометрические показатели.

6. Список литературы

1. Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология/ Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.

2. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

3. Никитюк, Б.А. Конституция человека/Б.А.Никитюк.–М.:ВИНИТМ,1996.

4. Ярославский педагогический вестник – 2012 – №2 – Том III

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%

7. Приложение

7.1. Таблицы

Таблица 1 . Удельный вес соматотипов

Микросоматотип

Мезосоматотип

Макросоматотип

количество учащихся

Процент

2,9 %

68,5

28,6%

Таблица 2. Морфофункциональные показатели девочек-подростков 15 - 17 лет

Показатель

Микросоматотип

Мезосоматотип

Макросоматотип

Вся выборка

микромезосоматотип

макромезосоматотип

Количество

МТ, кг

49,7

64,55

52,1

ДТ, см

161,3

166,4

172,1

162,95

ОГК, см

78,5

82,4

87,8

94,6

85,82

ЧСС, уд/мин

75,7

77,2

79,97

АДС, мм.рт.ст.

114,9

114,48

ЖЕЛ, л

2,03

2,685

2,72

3,16

2,648

МСР, кг

24,6

25,8

24,1

ЖИ

53,42

49,7

51,78

СИ

0,52

0,49

0,45

ИРоб

87,8

88,69

89,87

ИРуф

10,8

10,1

10,05

ВРИ

ниже нормы

норма 100%

норма – 76,52%

опережающее развитие – 5,88%

негармоничное развитие – 17,6 %

норма – 20 %

опережающее развитие – 70 %

негармоничное развитие – 10 %

отсутствует

Таблица 3. Уровень соматического здоровья девочек в зависимости от соматотипа (количество обследованных)

Характеристика группы

Уровень соматического здоровья (кол-во человек)

По Апанасенко

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Вся выборка

Микросоматотип

3 низкий

Микромезосоматотип

7,5 ниже среднего

Макромезосоматотип

11,6 среднее

Макросоматотип

4,3 ниже среднего

7.2. Диаграммы

Диаграмма 1. Социальный опрос «Наличие дополнительными занятий разными видами спорта, танцами?»

7.3. Проведение измерений

1. Длина тела (ДТ, см)

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производились следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу. Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки.

2. Массы тела (МТ, кг)

Взвешивание проводилось на обычных десятичных медицинских весах. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов.

3. Окружности грудной клетки во время паузы (ОГК, см)

Измерение окружности грудной клетки проводили прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Исследуемому предложили развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывали так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток и над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускал руки.

4. Частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.)

Считали количество ударов сердца в минуту.

5. Артериального давления систолического (АДС, мм рт. ст.)

Измеряли с помощью тонометра.

6. Жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл). Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводили с помощью портативного спирометра.

Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его. Исследование проводили три раза подряд; отмечали лучший результат.

7. Мышечной силы рабочей руки (МСР, кг)

Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины. Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах. Динамометр берали в кисть. Руку вытягивали в сторону и максимально сжимали. Ручную силу отмечали для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводили 3 раза и записывали лучший результат.

7.4. Центильные таблицы

Таблица 4 Двухмерный квадрат гармоничности

7.5. Центильные оценки

7.6. Физическая польза упражнений

1. Мышцы и связки укрепляются, поэтому меняется форма тепа. Когда мышцы в хорошем состоянии, ткани тела не провисают.

2. При энергичных занятиях возможно снижение веса.

3. Повышается тонус мышц, они становятся более выносливыми. Усиление притока крови помогает справиться со слабостью и усталостью.

4. Намного увеличивается эффективность работы сердечной мышцы. Возрастает объем крови, перекачиваемой с каждым ударом сердца. Поэтому ему приходится меньше работать, чтобы обеспечивать все тело кровью и удовлетворять потребность в ней мышц. В результате снижается пульс, как во время покоя, так и при активной деятельности.

5. Улучшение кровообращения приводит к образованию в тканях тела дополнительных капилляров, то есть повышается снабжение органов кровью.

6. Возрастает также эффективность работы легких и дыхательных мышц. Улучшение кровоснабжения ускоряет обмен углекислого газа на кислород; увеличивается вместимость легких.

7. Укрепляются кости и суставы, они менее подвержены повреждениям и усталости.

8. Улучшение общего состояния мышц и суставов способствует улучшению осанки. Поэтому снижается вероятность заболеваний спины и мышечных болей.

9. Мышцы укрепляются, что повышает точность и уверенность в движении. Снижается опасность травм, например при падениях.

10. Тело привыкает послушно повиноваться мысленным сигналам, улучшается координация и реакции нервной системы.

11. Ускорение кровообращения приводит к быстрому выводу из организма отходов жизнедеятельности, что хорошо сказывается на состоянии кожи.

12. Меняется метаболизм, снижается содержание жиров и сахара в крови.

Похожие публикации