«Смерть», анализ рассказа Тургенева. Анализ рассказа тургенева уездный лекарь

Это произведение открывает весь цикл рассказов, а, следовательно, и краткое содержание «Записок охотника» Тургенева. Жарким июльским днём рассказчик заблудился среди леса. Уже после наступления темноты ему удалось выйти к ночному пастбищу, где он попросился переночевать рядом с пятью ребятишками-пастухами: Федей, Ильюшей, Павлушей, Ваней и Костей. Сидя у костра, каждый из мальчиков рассказывал свою историю, связанную с встречей с тем или иным сказочным существом. Федя повествует о том, что однажды, ночуя на фабрике, повстречал настоящего домового. Костя же рассказывает историю плотника Гаврилы, который повстречал русалку. Господь надоумил плотника осенить себя крестом, русалка расплакалась и исчезла. Однако напоследок пожелала, чтобы и Гаврила всегда ходил грустным. Ильюша поведал о том, как псарь Ермил нашёл на могиле утопленника белого барашка, который с наступлением темноты оскалил зубы и начал говорить с ним человеческим голосом. Затем мальчики рассказали о том, что если в сесть на паперти в церкви, можно увидеть покойника или же одного из тех, кто скоро отправится к праотцам. В этот момент вернулся Павлуша и сообщил, что дело худо: его звал домовой. А Федя добавил, что Павла уже звал утопший Васятка. Охотник уснул. Когда утром он проснулся, все мальчики спали. Проснулся только Павлуша и пристально посмотрел на ночного гостя. Тот молча кинул ему и пошел вдоль реки. Павлуши, к сожалению, не стало в том же году: мальчик упал с лошади и убился.

«Хорь и Калиныч»

Продолжая излагать краткое содержание «Записок охотника» Тургенева, перейдём к следующему рассказу. Это, фактически, знакомство с двумя совершенно противоположными характерами, которые, тем не менее, сумели найти общий язык и сдружиться. Перед рассказчиком предстаёт Хорь - не мечтательный, расчетливый человек, который насквозь видит их общего с Калинычем барина - Полутыкина, умеющий скрывать свои мысли, хитрить, если нужно. Калиныч же - его полная противоположность: для него важно поддерживать контакт с природой, это - личность мечтательная, доверчивая, не слишком хорошо разбирающаяся в людях. Калиныч был хорошо знаком с секретами природы: ему удавалось заговаривать испуг и останавливать кровь. Хорь же, более практичный и близкий «к обществу, к людям», не обладал этими умениями. Тем не менее, Хорь был привязан к Калинычу и покровительствовал ему, так как ощущал себя более мудрым. В свою очередь, Калиныч любил и уважал своего друга.

«Ермолай и мельничиха»

Краткое содержание «Записок охотника» Тургенева ведёт нас дальше. Рассказчик знакомит нас с Ермолаем - странноватым человеком, беззаботным, достаточно говорливым, с виду рассеянным и неловким. Тем не менее, Ермолай имел прекрасное чутьё в плане охоты и рыбалки. Отправившись на вечернюю охоту на вальдшнепов, герои решили переночевать на близлежащей мельнице. Жена мельника Арина позволила им переночевать под открытым навесом и снесла им немного еды для ужина. Выяснилось, что рассказчик был знаком с её бывшим барином - г-ном Зверковым (некогда Арина была горничной у его жены). Много лет назад Арина попросила у барина дозволения выйти замуж за лакея Петрушку. Барин и его супруга были оскорблены такой просьбой, а потому девушку они сослали в деревню, а Петрушку отдали в солдаты. Позднее Арина обручилась с мельником, который и выкупил её.

«Уездный лекарь»

Ещё один интересный, хотя и очень простой рассказ, который стоит включить в краткое содержание «Записок охотника» Тургенева. Как-то осенью во время своих странствий рассказчик заболел. Он останавливается в гостинице в уездном городке. К нему приводят Трифона Ивановича - уездного лекаря, который выписывает герою лекарство и делится своей историей. Как-то раз доктора вызвали в дом обедневшей вдовы - в записке хозяйка сообщила, что её дочь находится при смерти и попросила врача приехать как можно быстрее. Прибыв в дом вдовы, Трифон Иванович начал оказывать посильную помощь больной Александре Андреевне, которая мучилась от горячки. В течение нескольких дней доктор ухаживает за пациенткой и начинает испытывать «сильное к ней расположение». Однако невзирая на все его старания, Александра не шла на поправку. Как-то ночью, ощущая, что конец близок, девушка призналась в любви Трифону Ивановичу. Спустя 3 дня Александра Андреевна скончалась. Сам же лекарь после этой истории взял в жёны Акулину - купеческую дочь, которая отличалась скверным нравом, но имела целых семь тысяч приданого.

«Бурмистр»

Сколько удивительных, разнообразных и не похожих друг на друга характеров сумел изобразить И. Тургенев! Сборник «Записки охотника» можно назвать одним из лучших достижений писателя. Герой этого рассказа - Аркадий Павлович Пеночкин. Пеночкин считается одним из самых образованных людей в округе, одним из самых завидных женихов. Его дом выстроен по плану архитектора из Франции, он выписывает французские книги (хотя и почти не читает их), его люди одеты по английской моде. Автор не слишком хорошо относится к Пеночкину, но как-то раз вынужден остановиться у дворянина на ночлег. Наутро они оба отправляются в деревню Пеночкина - Шипиловку, и останавливаются в доме Софрона Яковлевича, местного бурмистра. Пеночкин расспрашивает его о хозяйственных делах, и бурмистр рассказывает о том, что всё идет как нельзя лучше - благодаря мудрым распоряжениям барина, конечно. Объехав поместье, герои видят, что повсюду царит исключительный порядок. Однако выходя из сарая после охоты, герои видят двух мужиков - одного молодого, а другого постарше. Те стоят на коленях и жалуются, что замучены до предела бурмистром. Двух сыновей старика Софрон уже забрал в рекруты, а теперь хочет отнять и третьего. Последнюю корову со двора увёл, а жену и вовсе избил. Мужики утверждают, что бурмистр разоряет не только их. Но Пеночкин не желает даже слушать их. Спустя несколько часов в Рябове рассказчик разговорился с Анпадистом - местным знакомым мужиком. Повествователь начинает расспрашивать давешнего знакомого о шипиловских крестьянах. В ответ он слышит, что деревня лишь официально принадлежит Пеночкину, а Софрон владеет ею, как своим личным добром и делает, что ему заблагорассудится. Крестьяне вынуждены работать, как батраки, не покладая рук, а Софрон наживается на их труде. Барину же мужики не видят смысла жаловаться: Пеночкину всё равно, покуда нет недоимок.

Разумеется, приведённые рассказы - это далеко не все произведения из цикла. Однако, ознакомившись с кратким содержанием некоторых творений, вы можете убедиться, насколько разносторонне и необычно подошел к изображению жизни простых людей «Записки охотника» - это цикл рассказов, который по праву может считаться одним из самых достойных и примечательных за всю историю русской литературы.


Явился невысокий, худощавый, темноволосый доктор, звали его Трифон Иванович. Он назначил больному потогонное и горчичники, взял за визит 5 рублей и хотел уже уйти, но завязался разговор, и доктор задержался. Оказавшись неглупым, интересным собеседником, лекарь поведал автору о весьма необычном случае, который с ним произошел.

Как-то во время поста доктор играл в преферанс у местного судьи Павла Лукича Мылова. На дворе была уже ночь, и тут вдруг прислали записку, что в двадцати верстах от города у помещицы умирает дочь, надо срочно ехать, и даже лошадей подали к дому Трифона Ивановича.

Доктор знал, что по внешнему виду кучера легко определить уровень благосостояния пациента и сколько можно заработать. Увидев бедно одетого извозчика, лошадей с шерстью, похожей на войлок, и плохую тележку, он понял, что вызвавшая его семья небогата.

Трифон Иванович убедился в своих предположениях, когда по ужасно грязной дороге, наконец, подъехал к домишке с соломенной крышей.

Больной оказалась красивая девушка лет двадцати.

Две ее сестры со слезами поведали, что вчера у нее был отличный аппетит, а уже сегодня утром внезапно заболела голова, начался жар и горячка. Врач пустил девице кровь, выписал лекарство, поставил горчичники. Больная уснула, а доктора пригласили выпить чай и остаться, так как уже второй час ночи.

На другой день вопреки ожиданиям девушке легче не стало, жар не прекращался, больная бредила. Лекарь остался еще.

Он узнал, что больную зовут Александра Андреевна. Семья девушки ему тоже понравилась. Это были бедные люди, но образованные и приятные. Покойный хозяин являлся ученым, и в доме осталось после него много книг.

Время шло, а пациентке лучше не становилось. Доктор начал всерьез беспокоиться за жизнь девушки. Он видел, что семейство ему доверяет, но помочь был не в силах. Говорил, что Александра поправится, а у самого душа в пятки уходила. Дело усложнялось тем, что началась распутица, и ездить в город за лекарствами стало очень проблематично.

Тем временем Трифон Иванович полюбил свою пациентку, и она хорошо к нему относилась.

Однажды ночью Александра разбудила доктора и стала спрашивать, умрет ли она, просила ничего не скрывать, так как смерть ее не страшит. Затем она призналась, что любит его, стала обнимать и целовать Трифона Ивановича. Он подумал, что девушка чувствует близкую смерть и не хочет умирать в таком молодом возрасте, не полюбив ни разу, вот и ухватилась за доктора.

Три тря и три ночи еще продержалась больная. И все эти ночи она признавался в любви своему доктору. Она даже матери сказала, что они с Трифоном любят друг друга и хотят пожениться, и что лекарь принял от нее обручальное кольцо. Услышав это, Трифон выбежал из комнаты со словами, что у нее жар, да и старушка догадалась, что это следствие болезни.

Перед смертью Александра Андреевна попросила родных оставить ее с доктором наедине, попросила у него прощения и призналась, что никого больше не любила, просила беречь кольцо и помнить ее.

Закончив эту необычную историю, Трифон Иванович сказал, что после он женился на купеческой дочери по имени Акулина. За нее дали семь тысяч приданого, но баба оказалась злой. Одно хорошо, что спит целыми днями.

Обновлено: 2017-11-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Иван Сергеевич Тургенев

«Уездный лекарь»

Однажды осенью, возвращаясь с охоты, я заболел. Лихорадка застала меня в гостинице уездного города. Я послал за доктором. Уездный лекарь оказался человеком небольшого роста, худеньким и черноволосым. Мы разговорились, и он рассказал мне историю, которую я и привожу здесь.

Однажды, в великий пост, доктора позвали к больной. Была она дочерью бедной помещицы, вдовы, и жила в 20 вёрстах от города. Дорога была адская, и доктор с трудом добрался до маленького, крытого соломой домика. Старушка-помещица сразу же провела доктора к больной, за которой ухаживали две её сестры. Заболевшей девушке было лет 20. Проводя необходимые процедуры, доктор заметил, что его пациентка — редкая красавица.

После того, как больная уснула, уставшего доктора напоили чаем и уложили спать, но ему не спалось. Наконец он не выдержал и пошёл взглянуть на пациентку. Девушка не спала, у неё снова началась горячка и бред. На другой день больной не полегчало. Доктор почувствовал к ней сильное расположение и решил остаться. Семейство это доктору тоже нравилось. Люди они были бедные, но на редкость образованные. Отец у них был человек учёный, сочинитель. Книги были единственным богатством, которое он оставил семье. Доктора полюбили как родного.

Между тем сделалась страшная распутица, даже лекарство из города доставлялось с трудом. Больная всё не поправлялась. Так проходило день за днём. Больная, Александра Андреевна, вскоре почувствовала к доктору дружеское расположение, которое принимала за любовь. Между тем ей становилось всё хуже. Всё семейство испытывало к доктору слепое доверие, которое тяжким грузом ложилось на его плечи. Ночи напролёт он просиживал у постели Александры, развлекал её, вёл с ней долгие разговоры. Лекарство она принимала только из его рук.

Постепенно доктор начал понимать, что девушка не выживет. Александра тоже это понимала. Однажды ночью она заставила доктора сказать ей правду и сказала, что любит его. Доктор понимал, что это не так — девушке было страшно умирать в 25 лет, не испытав любви. Александра поцеловала доктора, и он не устоял. Она прожила ещё три дня и три ночи, и каждую ночь доктор проводил с ней. В последнюю ночь в комнату вошла мать, и Александра сказала ей, что обручена с доктором.

На следующий день девушка умерла. С тех пор доктор успел жениться на ленивой и злой купеческой дочери с большим приданым. Пересказала Юлия Песковая

Повествование автор начинает с рассказа о том, как однажды осенью во время возвращения с охоты заболел. Лихорадка застала его в гостинице небольшого уездного городка, и лечиться пришлось у местного доктора. Лекарь оказался невысоким, худеньким и темноволосым человеком. Они разговорились, и доктор рассказал следующую историю.

Однажды в период Великого поста его позвали к одной больной. Это была дочь бедной вдовы-помещицы, жившей в 20 вёрстах от города. Из-за плохой дороги доктор с трудом смог до них добраться. Его сразу же провели к больной, за которой присматривали две сестры. Девушке было около 20 лет, и во время проведения необходимых процедур лекарь заметил, что она редкая красавица.

Как только пациентка задремала, уставшего лекаря напоили чаем и устроили на ночлег, однако ему совсем не спалось. Не выдержав, он пошёл взглянуть на больную. Девушка не спала, она снова мучилась от горячки и бреда. Не полегчало ей и на другой день.

Почувствовав к девушке сильное расположение, доктор решил остаться. Да и эта семья ему тоже нравилась. Они хоть были людьми бедными, но очень образованными. Отец при жизни был учёным человеком, сочинителем, и единственным богатством, что он оставил семье, являлись книги. К доктору тоже относились, словно к родному.

Больной не становилось лучше. Так прошло несколько дней. Пациентка, Александра Андреевна, начала чувствовать к лекарю дружеское расположение, что принимала за любовь. Однако её здоровье ухудшалось. Всё семейство слепо доверяло доктору слепое доверие, и это доверие его очень тяготило и расстраивало. Он целыми ночами просиживал у кровати девушки, развлекая её, ведя с ней продолжительные разговоры. Она же принимала лекарство только из его рук.

Со временем лекарь начал понимать, что Александра не выживет. Она тоже понимала это. Однажды ночью девушка уговорила доктора сказать всю правду и призналась в любви. Доктор понимал, что её слова неправдивы - девушке просто страшно умирать, не испытав любви. Она поцеловала доктора, а он не смог устоять. Александра прожила ещё 3 дня и 3 ночи, и всё это время лекарь проводил в её комнате. В последнюю ночь вошла мать, и девушка сообщила ей, что обручена с доктором.

Александра скончалась на следующий день. А доктор позже женился на очень злой и ленивой дочери богатого купца.

«Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошёл в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип. Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.

Литературное направление и жанр

Тургенев как реалист исследует особенности русского характера, выделяя простое и холодное отношение к смерти как национальную черту. Психологический рассказ имеет признаки философского эссе, это своеобразная ода смерти и тем, кто достойно её принимает.

Проблематика

Рассказ посвящён одной черте русского народа – отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти – особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик... Удивительно умирают русские люди». Внимательный читатель увидит за описаниями разных смертей социальные причины такого отношения, но рецензенты-современники их не увидели.

Сюжет и композиция

Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.

Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью... безжизненные, обломанные ветви... мёртвые сучья... повалились и гнили, словно трупы, на земле».

Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.

Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.

Герои рассказа

Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.

Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.

Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.

Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!

Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.

Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.

Стилистические особенности

Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идёт о природе, написал, что тоже её любит.

Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая ещё более безумна, чем Павел, бьёт его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне – поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное – правдивость всех невероятных историй.

1.Предварительная характеристика тематики и проблематики рассказа:

В рассказе затронута тема любви между доктором и пациентом, но любовь,увы, между Трифоном Ивановичем и Александрой Андреевной оказалась недолгой, так как возлюбленная Трифона скончалась из-за тяжелой болезни, с которой они не смогли справиться.

Так же затронута тема искренности,где Трифон Иванович, душевно делится своими историями из жизни с пациентом, которого впервые видит и знает всего 2 часа. Это удивительно, ведь порой мы не изливаем душу своим очень близким друзьям так, как это делал Трифон Иванович с теми, кого лечил. Есть что-то необычное в этом человеке, если разговоры с ним были столь душевны.

Тургенев взял во внимание тему того,что из-за несчастной трагедии в любви Трифона Ивановича,он по злой случайности стечения обстоятельств взял в жены Акулину, к которой, как мне кажется, у него не было чувств вообще. Акулина была богатой дамой, но очень злой, единственное, что спасало героя в этой ситуации,то что она почти всегда спала.

2. Характеристика образной системы рассказа:

Разделить героев произведения можно разделить на 2 группы:

1..Люди, которым лекарь изливал душу.

2.Девушки лекаря.

Первая группа выступает для лекаря как источник очищения души, то есть лекарь пытался раскрыть и излить душу, чтобы облегчить тот груз, который был в его душе, он не был безгрешен, хотя и на вид человек очень душевный и простой, который душу вкладывает в людей, помогая им в лечение, когда он лечил людей, фактически он лечил и себя тем, что он рассказывал свои истории людям.

Ко второй группе я отнесла девушек Трифона Ивановича, но из двух девушек Трифон любил и души не чаял только в одной единственно девушке, -это к Александре Андреевне, она была для него путеводной звездой в его жизни, хоть они и были знакомы мгновение,но ему было этого достаточно,он просиживал сутками рядом с ее пастелью, когда она была больна, лекарь был с ней до конца….А вот,что касается Акулины- она была его женой,но не являлась дамой сердца, как была для Трифона Алекасандра, у Акулины не было той изюминки, что была в возлюбленной Трифона Ивановича, она была злой женщиной, которую со временем так и не полюбил Трифон Иванович.

3. В чем своеобразие чувств, связывающих двух героев рассказа?

Своеобразие чувств заключается в том, что эти чувства не были мимолетной влюбленностью, чувства были пылкой любовью, которая воспылала в сердце Трифона Ивановича и Александры Андреевны.Любовь длилась, к сожалению, не долго, но этот миг дал понять им насколько они дороги друг другу, и что значит это чувство. Также для Трифона это чувство дало понять как тяжело осознавать, что твоя любовь скоро погибнет и ты не сможешь больше почувствовать ее рядом,ощутить те минуты, когда она будет с тобой. Он потерял любовь, и,наверно, это чувство он уже никогда не сможет испытать.


Любовь со стороны Александры Андреевны была сильнее и глубже, нежели любовь Трифона Ивановича. Александра Андреевна хотела даже с лекарем обвенчаться, и в знак любви подарила ему кольцо, но когда пришла ее мать, Трифон сказал, что она бредит…но позже мать все поняла и Трифон признался во всем…

4. Проясните смысл финала рассказа.

Финал рассказа говорит о том, что автор хотел показать нам как резко изменилась судьба Трифона Ивановича. Он был обычным лекарем, который желал помогать людям. Встретив на своем пути Александру Андреевну его жизнь изменилась, и он стал,на мой взгляд, другим, потому,что его любовь погибла из-за болезни, от которой он не смог ее уберечь.Позднее он встретил Акулину, но она уже не была той девушкой, которую он любил, она просто была богатой дамой, с коротой он жил. Трифон жил после смерти с камнем в душе, в его жизни была только одна любовь…

5. Проясните смысл названия рассказа.

6. Как связано содержание рассказа с концепцией всего цикла?

Похожие публикации