Плюсы и минусы образования в европе. Дистанционное образование — кому это надо

В последние десятилетия большое количество людей интересуются получением европейского высшего образования. Для молодого человека, который не обременен обязательствами, выехать в другую страну не составляет большого труда, была бы финансовая возможность. А что же делать людям, которые работают, имеют семьи или по каким-либо другим причинам, не могут отсутствовать длительное время на родине? Для этой категории людей отличным решением будет дистанционная форма обучения. Какие европейские вузы предоставляют такой вид обучение? Насколько дешевле такая форма обучения? Как происходит процесс обучения? Ответы на эти и другие вопросы я искал в своем блоге. // 10.08.2012

В первую очередь, давайте разберемся, что же такое «Дистанционное образование». Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологических средств. Это означает, что процесс обучения происходит в удаленном режиме, без обязательного присутствия студента в университете. Не нужно путать с заочной формой обучения. «Заочники» обязаны присутствовать на начитке и сдаче зачетов, экзаменов в вузе, при дистанционной форме это не является обязательным условием.

Кроме того, что это удобно с точки зрения мобильности, это еще и дешевле, чем получить европейское образование на очной форме, так как отсутствуют дополнительные расходы на проживание в другой стране.

Европейская система образования

Практически вся система образования в Европе построена на кредитно-модульной системе (КМС). ECTS -кредит – это базовое понятие КМС, которое связанно с учебной нагрузкой студента при изучении какой-то составной учебной программы или целого курса. Каждая дисциплина, которую вы изучаете, позволяет вам заработать определенное количество ECTS -кредитов. Общая годовая загрузка студента, должна равняться 60 ECTS-кредитам. Для получения степени бакалавра нужно набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, а для магистра добрать недостающие до 300 (то есть ещё от 60 до 120 ECTS-кредитов).

В каждом вузе наряду из обязательными дисциплинами предоставляется возможность выбора предметов. В этом и проявляется гибкость европейского образования - студент сам формируем учебный план.

Я хотел обратить ваше внимание на кредитно-модульную систему по причине того, что вузы при расчете стоимости обучения по выбранной вами специальности ориентируются на стоимость одного ECTS-кредита.

Вузы-лидеры европейского дистанционного образования

Великобритания

Open University (http://www.open.ac.uk/)

Крупнейший университет Великобритании, в котором обучается более чем 250 000 студентов, из которых более 50 000 - иностранные. Является крупнейшим учебным заведением в Соединенном Королевстве и квалифицируется как один из крупнейших университетов мира.

Стоимость обучения

Стоимость ECTS -кредита составляет около 42 евро. Исходя из загрузки 60 ECTS -кредитов в год, получаем стоимость года обучения 2500 евро.

Если вы являетесь гражданином Евросоюза, плата за образование может иметь кредитную форму. Если вам интересен, такой вид оплаты, вас могут заинтересовать услуги компании под названием OUSBA (Open University Student Budget Account, является дочерней для Open University).

Как это работает? Вы выбрали курс, который захотели пройти, в свою очередь OUSBA оплатит университету стоимость курса от вашего имени. После этого, задолженность, которая у вас возникает перед OUSBA, может быть погашена по двум схемам, на ваш выбор:

  1. частями («дифференцированный платеж»), при этом сумма долга делится на равные доли и ежемесячно, начиная со второго месяца обучения по этому курсу, выплачивается вместе с процентами. Процентная ставка на момент написания статьи составляла 5% годовых;
  2. отложенная выплата, предполагает оплату курса до его начала. На момент начала обучения вы должны полностью погасить сумму долга. Такая схема подразумевает под собой беспроцентный кредит.

Оплату надо производить до 5-го числа каждого месяца. Для этих целей, вы можете использовать любую дебетовую карту, выпущенную в Британии, или же основные карты, такие как Visa, MasterCard, кроме Solo, American Express, Diners Club.

Какого типа получаем диплом

Сертификаты, дипломы и степени бакалавра (bachelor), магистра (master), есть также докторские программы (PhD).

Специфика преподавания

Учебные материалы высылаются почтой бесплатно и могут включать в себя:

  • специально написанные учебники, книги;
  • аудио CD, DVD и различное программное обеспечение;
  • для некоторых практических занятий, оборудование, которой нужно будет вернуть;

Также доступны различные интернет-материалы, в том числе интернет-библиотека. Учитывая специфику дистанционного образования, для эффективного обучения, рекомендуется наличие у студента компьютера с доступом в интернет.

Для завершения курса вы должны выполнять задания, которые будут оцениваться преподавателем. Существует два вида оценок:

  • оценки на протяжении курса, для получения которых вы будете отвечать на вопросы преподавателя, выполнять небольшие письменные работы или интерактивные задания.
  • оценки за экзамен или исследовательскую работу: экзамены могут проходить в письменном или устном виде. Если письменный экзамен, вам пришлют образец экзаменационного листа для ознакомления с внешним видом и материалами курса, по которым будет проходить экзамен. Для сдачи письменного экзамена вы должны присутствовать в университете или одном из ближайших к вашей стране центров-партнеров. Устный можно сдать в порядке видеоконференции.

Что касается исследовательской работы, она может быть затребована в письменном или электронном виде. Вам будет известна дата, к которой работа должна быть отослана в университет. Доставка работы оплачивается студентом.

Германия

Fern University (http://www.fernuni-hagen.de/)

Это первый и единственный государственный открытый университет. На момент написания статьи в этом университете получали образование более 79 000 студентов, более 6000 из которых являются студентами за пределами Германии. Предоставляет возможность получить степень бакалавра (bachelor), магистра (master), доктора (PhD).

Стоимость обучения (bachelor )

Название курса

Общая стоимость за весь период обучения

Математика

Информатика

Педагогических наук

Культурных исследований

Политическая наука, управление, социология

Психология

Экономика

Юриспруденция

Стоимость обучения (master )

Курс обучения

Общая стоимость

Электротехники и вычислительной техники

Информатика

Математика

Информатика

Психология

Юриспруденция

Экономика

Образование и СМИ

Европейской современности: история и литература

Управление

Философия - философия в европейском контексте

Какого типа получаем диплом

Диплом бакалавра(bachelor) или магистра(master) в выбранной вами области. Также выдается сертификат с указанием общего балла, информацией о сданных экзаменах, теме диссертации и информации о получении степени.

Специфика преподавания

Экзамены можно сдавать в посольстве или консульстве Германии. Если же речь идет об устных экзаменах, то здесь возможно два варианта: приехать в университет или же, для студентов из дальнего зарубежья и только после согласия аудиторов, провести экзамен в виде видеоконференции. Это будет стоить единоразово 40 евро. Что касается диссертации, то защита происходит только в университете.

Испания

Universidad a Distancia de Madrid (http://www.udima.es)

Открытый университет Мадрида (UDIMA) является частным университетом с центром в Мадриде. UDIMA начал свою научную деятельность в 2008-2009 учебном году и предоставлял возможность получить степени в следующих областях: право, администрация и управления, психология труда и человеческих ресурсов и туризма. В 2009-2010 учебном году список был расширен степенями бакалавра в области истории, информатики и журналистики. UDIMA тесно использует в процессе обучения open source инструменты: Moddle, Gmail, GoogleDocs, GoogleSites, GoogleTalk. Имеет канал на YouTube, официальную страничку на Facebook, а также собственное виртуальное пространство в Second Life.

Стоимость обучения

На момент написания статьи стоимость ECTS-кредита по любому из направлений составляла 73 евро. Исходя из загрузки 60 ECTS-кредитов в год, получаем стоимость года обучения 4380 евро. Для студентов, не проживающих в Испании, в эту сумму не включена стоимость доставки учебных материалов. Она должна быть оплачена отдельно. Есть и другие административные расходы, о которых студент информируется заранее: студенческий билет, удостоверения, приложения к диплому и т.д.

Какого типа получаем диплом

Степень бакалавра (bachelor) или магистра (master) в выбранной вами области.

Специфика преподавания

Учебный процесс протекает в виртуальном классе университета, который работает 24 часа в сутки. Студенты могут установить прямую связь с учителями через форумы, телефон или дополнительные онлайн-инструменты. Студенту предоставляется доступ к огромному количеству учебных материалов по различным предметам написанными известными авторами в научных кругах. Для проверки студентов существуют онлайн тесты, экзамены, виртуальные практикумы и т.д.

Итак, для примера предлагаю рассмотреть стоимость обучения по направлению информационных технологий во всех перечисленных выше вузах.

Таблица 1. Сравнение стоимости обучения в некоторых европейских вузах в сфере информационных технологий на степень бакалавра (Bachelor) по состоянию на май-2012

Университет

Страна

Точное название направления обучения

Стоимость

Германия

Степень бакалавра в области компьютерных наук (180 ECTS-кредитов)

Великобритания

Компьютерные и информационные технологии (360 ECTS-кредитов)

Universidad a Distancia de Madrid

Вычислительная техника (240 ECTS-кредитов)

В качестве выводов

Некоторые плюсы дистанционной формы образования я описал еще в начале статьи, а что насчет минусов? Наиболее встречаемая в Интернете - это «котируемость» диплома. Спорить на тему, что лучше - традиционное образование или удаленное - бессмысленно, ответ однозначный, но что делать с ростом спроса на образование? Эту проблему, хорошо решает дистанционка, причем она требует меньших денежных затрат. Котируемость все-таки зависит от рейтинга вуза: если вуз имеет хорошую репутацию, например такие, которые рассматривались в статье, то проблем не должно быть. Ведь работодатели заинтересованы в кадровом вопросе и изучают эту тему.

Смею предположить, что через 5-10 лет нас ожидают серьезные реформы в сфере образования. Такие развитые страны как Великобритания, США, Канада, вкладывают большие деньги в развитие электронного образования. Мы только начинаем двигаться в этом направлении. Сравнительно недавняя интеграция Болонского процесса в систему образования Украины - тому подтверждение.

С наступлением эпохи MOOC мало внимания уделялось тому, как информационные технологии влияют на сферу высшего образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но до настоящего момента образовательное сообщество располагает малым количеством данных не об отдельных явлениях e -learning , а о стратегической важности электронного обучения именно в вузах.

Этот вопрос и послужил основой для исследования, проведённого Европейской университетской ассоциацией, призванном обозначить общую картину уровня внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования и спрогнозировать будущие тренды IT в обучении. Другими словами, попросту понять, что сейчас работает, а что не очень в этом по-прежнему новом и захватывающем направлении электронного обучения.

В исследовании приняло участие 38 образовательных систем Европы, что составляет около трети общего европейского вузовского образовательного пространства. Вузы отвечали на три основных вопроса исследования: какой вид электронного обучения они используют, каким образом и что ожидают в будущем. Также задавались вопросы о получаемой поддержке, координации, качестве цифрового образования. Расскажем вкратце о самых важных результатах.

Ключевые результаты

За очень малыми исключениями, почти все европейские вузы используют технологии электронного обучения в своей работе. 91% опрошенных учреждений используют модель смешанного обучения (когда изучение материала и практика могут проводиться как в стенах института, так и дома); 82% учреждений предлагают онлайн-курсы. Одни из трендов - совместное производство курсов разными институтами, а также онлайн-курсы с возможностью получения научной степени. Очень многие институты предлагают своим студентам сдавать онлайн-экзамен, даже если предмет преподавался традиционным способом.

Охват технологий e -learning внутри вузов

Несмотря на то, что почти все вузы-участники опроса указали, что в какой-либо из форм они используют электронное обучение, его распространённость очень варьируется в зависимости от учебной дисциплины. Всего треть опрошенных вузов охватывает электронным обучением всех или почти всех студентов своих кафедр. Самые популярные для применения e -learning дисциплины - это бизнес и управление, педагогика, инженерные и технологические дисциплины. Крайне редко электронное образование применяется в сферах юриспруденции и искусства.

Таким образом, можно говорить, что современные технологичные инициативы генерируются каждой кафедрой и местными энтузиастами по отдельности, и только затем могут распространиться на весь вуз. Насколько быстро это происходит и происходит ли вообще, зависит от административного аппарата, модели управления и количества ресурсов.

По причине того, что современные технологии продвигаются кафедрами и увлечёнными преподавателями, только 13,8% факультетов имеют собственные стратегии воплощения e -learning . Поэтому пока нельзя говорить о хотя бы зачатках единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах, хотя почти половина опрошенных учреждений имеют разработанную внутриуниверситетскую стратегию, а ещё четверть находятся в стадии её разработки.

Инфраструктура электронного обучения

Для обеспечения успешного учебного процесса вузам необходима надёжная инфраструктура. Более 80% опрошенных университетов обозначили использование соответствующего программного обеспечения для создания курсов, онлайн-репозиториев для учебного материала, электронных систем и инструментов управления учебным процессом; а также наличие студенческих онлайн-порталов (как на уровне учреждений, так и на уровне факультетов). Почти все вузы предоставляют своим студентов внутреннюю электронную почту, доступ к Wi -Fi , компьютерные залы и доступ к онлайн-библиотеке. Также 80% опрошенных вузов предоставляют студенческие лицензии для программного обеспечения, доступ к каталогам онлайн-курсов и учебных материалов и используют социальные медиа. 65% сообщают о возможности онлайн-экзаменов, и ещё 9% планируют внедрить такую возможность в свою работу. Значительная часть респондентов отмечает оказываемую поддержку студентам и учителям в электронном обучении.

Внедрение технологий e -learning почти не зависит от направленности вуза

Вопреки ожиданиям, оказалось, что технические и открытые вузы не всегда лидируют в процессе внедрения IT и цифровых технологий в процесс обучения. Хотя есть достаточно удивительные различия в том, как и в какой степени отдельные институты одной направленности и в одной и той же стране воплощают технологии электронного обучения в своей работе. Пока не очень понятно, почему так происходит: возможно, причина в различном дополнительном финансировании, разнице в преподавательских и студенческих и акценте на определённых дисциплинах. Тем не менее, факт остаётся фактом: большинство европейских вузов, вне зависимости от страны и направленности, активно используют технологии электронного обучения и работают над созданием единой внутренней стратегии вуза.

Преимущества и проблемы электронного обучения

Опрошенные вузы не выразили сомнений в ценности электронного обучения. Три четверти респондентов признают, что e -learning меняет подход к обучению и преподаванию, а 87% видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. Среди прочих положительных особенностей электронного обучения отмечен его потенциал в условиях массового образования («Оно позволяет дать материал большему количеству студентов, а также стимулирует их к совместной работе»). Всего 8% опрошенных не уверены в ценности сферы электронного обучения в целом.

Тем не менее, мнения касательно отдельных видов электронного обучения расходятся. 45% опрошенных либо отрицают преимущества перевёрнутого класса, либо не уверены в них. Около половины респондентов либо считают, что e -learning не повышает качество образования, либо не уверены в этом (с явным перекосом в сомнение, а не в отрицание). Причиной такого раскола может стать относительная новизна такого подхода к обучению; респонденты также отмечают, что для успешной реализации электронного обучения необходимо множество факторов - время на внедрение (76%), бюджет (43%) и увлечённость педагогического состава.

Какими бы ни были опасения, они не уменьшают мотивацию вузов развивать сферу e -learning . Среди мотивирующих факторов: гибкость учебного процесса, повышение эффективности классной работы, возможности дистанционного обучения.

MOOC

Интерес к MOOC в Европе не утихает. В период проведения опроса всего 12% вузов предлагали массовые открытые онлайн-курсы; но почти 50% выразили своё желание запустить их. Нет явной связи между наличием MOOC от конкретного вуза и его общей вовлечённости в другие формы электронного обучения, но, судя по этой выборке, наиболее склонны к запуску MOOC всё-таки технические вузы.

Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Среди мотивов почти не упоминается экономия бюджета или получение прибыли. Кроме того, в будущем вузы видят в MOOC возможности сотрудничества и партнёрства с другими образовательными учреждениями.

А по каким причинам вузы отказываются от MOOC ?

Половина вузов, не запустивших MOOC , пока не сделали этого по финансовым соображениям. Одна пятая называет в качестве причины недостаточную подготовленность педагогического состава (что звучит странно, но, учитывая отсутствие единой стратегии, вполне объяснимо). Более четверти указывают, что предпочитают другие формы электронного обучения, сомневаясь в пользе MOOC для студентов.

Какие они, европейские MOOC ?

В среднем опрошенные вузы предлагают от 1 до 5 онлайн-курсов - видно, что пока они находятся в стадии эксперимента. Большей частью MOOC предлагают вузы Западной Европы; самое большое количество курсов на счету у Испании. Если говорить об охвате курсов: несколько курсов в выборке привлекают несколько десятков тысяч студентов, но в основном средний онлайн-курс собирает пару тысяч участников.

Одна треть вузов зачисляет студентам дополнительные баллы за участие в MOOC : это объясняет значительные колебания в пока, и зателях завершаемости отдельных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, рассчитанные на глобальную аудиторию, в основном призваны повысить свой международный престиж, и в таких курсах, как правило, низкий показатель завершаемости. Более локальные курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.

По причине небольшой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны MOOC на момент проведения опроса пока нельзя сделать никаких выводов относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы собираются продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличивать свои показатели. И, как и с другими видами электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности партнёрства с другими учреждениями. Что важно: две трети вузов отметили, что собирают данные со своих MOOC , а это значит, что эти данные вскоре могут стать важным источником информации для анализа и прогнозирования дальнейшей ситуации.

Общие выводы

В целом удивительно, что настолько разные вузы из настолько разных европейских стран (249 вузов из 38 стран) имеют приблизительно одинаковые мотивы для развития электронного обучения. Прежде всего это эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса.

Также результаты исследования напоминают нам о том, что цифровые технологии - не единственный и не достаточный путь для повышения качества образования. Перемены должны происходить не только в технологическом секторе, но и в общественном, и в ментальном. E -learning - не панацея, а лишь часть единой образовательной системы, воплощение которой требует ресурсов, увлечённых педагогов и времени на становление.

Подготовлено по материалам исследования OpenEducationEuropa и новости

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше используя компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах. Дистанционное образование в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Это было связано с созданием ряда открытых университетов (университетов дистанционного образования). В настоящее время в каждой европейской стране существует группа учебных заведений, реализующих дистанционные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п. Показателен в этом смысле пример Национального университета дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia -- UNED) в Испании, отметившего недавно свою 20-летнюю годовщину. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и др.). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме.

В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления с использованием методов дистанционного обучения. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе по компьютерным сетям, непосредственно в учебные заведения, где они используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного обучения (CENTRE NATIONAL D"ENSEIGNEMENT A DISTANCE -- CEND, Франция). Основанный в 1939 г. сегодня он обеспечивает дистанционное обучение более 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.

Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета (THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991--1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона (The Baltic Sea Environment), а в 1993--1994 гг. проблемы развития народов Балтийского региона (People of the Baltic).

Дистанционное образование, о котором десять лет назад многие даже не слышали, набирает все большую популярность. Даже ведущие мировые университеты, в числе которых Йельский, Кембриджский и Оксфордский, предлагают студентам по всему миру воспользоваться данной формой обучения. И это делает вполне осуществимой мечту о получении престижного образования для сотен тысяч молодых людей. Кроме того, таким способом можно получить второе высшее образование, изучить иностранные языки на высочайшем уровне, повысить квалификацию.

Варианты дистанционного обучения за рубежом:

  • получение степени бакалавра или магистра;
  • повышение квалификации;
  • курсы по различным дисциплинам, разработанные ведущими мировыми университетами.

Каким образом происходит процесс обучения?

Студенты получают личный пароль, который дает неограниченный доступ к необходимым учебным материалам. В процессе обучения используются программы, которые состоят из видеолекций, учебных пособий, тем для самостоятельной работы, тестов и были специально разработаны с учетом всех тонкостей дистанционного обучения. Зачастую есть возможность личного общения с преподавателями через скайп или электронную почту. В конце каждого курса необходимо сдавать итоговый тест или экзамен. В конце всего курса обучения необходимо лично приехать университет и сдать квалификационный экзамен.

Достоинства дистанционного обучения за границей

Престижный диплом международного образца

Такой диплом открывает многие двери и раздвигает горизонты, но лишь единицы имеют возможность обучаться в университете Европы или США на дневной форме. При этом не только в сложности вступительных экзаменов причина, но и в высокой стоимости обучения, необходимости переезда за рубеж на весь срок обучения.

Качественное образование, доступ к эксклюзивным учебным материалам

Учебный процесс будут координировать ведущие мировые преподаватели, студенты получают записи лекций, которые читают на очной форме обучения, многочисленные тесты и контрольные работы помогут постоянно контролировать уровень своих знаний.

Самостоятельный выбор продолжительности и программы обучения

Студенты дистанционной формы обучения предоставляется уникальная возможность самостоятельно планировать учебный процесс, задавать темп обучения, больше времени и сил уделять наиболее важным темам и дисциплинам.

Возможность работать в процессе обучения и оплачивать учебный процесс

Недостатки дистанционного обучения за рубежом:

Трудности при поступлении

В заграничный университет довольно сложно поступить, даже если речь идет о дистанционной программе обучения. Важна хорошая успеваемость, часто могут потребоваться рекомендации учителей или преподавателей, личные достижения в выбранной области. Знание языка должно быть на высочайшем уровне.

Высокая стоимость обучения

Если говорить о престижных университетах Европы и США, стоимость дистанционного обучения порой превышает стоимость очной формы обучения в российском ВУЗе.

Отсутствие строгого контроля со стороны преподавателей

Многие решат, что это нельзя назвать недостатком, но зачастую излишняя свобода расхолаживает студента, он начинает меньше времени уделять учебе. В результате - отчисление или низкий уровень знаний. Поэтому для успешного дистанционного обучения за рубежом необходима мотивация и четкое понимание того, что хорошие знание нужно именно вам, а не преподавателям. И важно не только получить диплом, но и взять в процессе обучения максимум знаний.

Выбор учебного заведения и порядок поступления

Если вы считаете, что дистанционное образование за границей - именно то, что вам нужно, то тщательно подойдите к выбору учебного заведения. Во многом он будет зависеть от программы обучения (бакалавр, магистр, повышение квалификации, курсы), ваших финансовых возможностей, выбранной программы.

Сделав выбор, посетите сайт учебного заведения и внимательно изучите те требования, которые предъявляются к абитуриентам, а также перечень необходимых документов.

В большинстве случаев вам потребуется подтвердить уровень владения языком, получив международный сертификат (например, TOEFL).

Также подготовьте свидетельство о полном среднем образовании, диплом вуза, если таковой имеется, соответствующим образом заполните заявление, а также приложите информацию о личных достижениях и рекомендательные письма.

Актуальную информацию о поступлении вы всегда сможете получить на официальном сайте университета. Желательно начинать подготовку к поступлению заранее. Заблаговременно связаться с учебным заведением и уточнить все спорные вопросы, подготовиться к вступительным испытаниям, если они имеют место быть, собрать пакет документов. При необходимости выделите время для того, чтобы подтянуть знание языка на должный уровень, иначе вы просто не сможете усваивать учебный план.

Наталья Глухова

Плюсы и минусы образования в Европе

14/05 2017

Добрый день друзья!
Важная тема для молодежи — образование в Европе. Кажется, что это какое-то нереально сложное мероприятие. На деле, все гораздо проще.

Европа с удовольствием примет студентов из других стран, а в некоторых ВУЗах образование бесплатное.

Из этой статьи Вы узнаете:

Какие страны предлагают хорошее образование?

Европейская школа

Наш подход — не такой, как в других странах. Здесь совершенно другая система образования. Приезжая на учебу, многие дети поначалу не понимают, как это функционирует. Например:

  1. У детей больше самостоятельности. Особенно в выборе того, чем хочется заняться. Уже со средней школы их распределяют по профильным классам. Зачем ребенку с художественными наклонностями, способностями к пению и музыкальным инструментам учить тяжелую математику, физику? Эти предметы тоже даются, но облегченный вариант, нет углубленного изучения.
  2. Уроки часто носят форму диспута. Можно спорить, даже с учителем, доказывать свою точку зрения.
  3. Если возможность посещать самые разные кружки, секции. Нет принципа «начал заниматься — доведи до конца».
  4. Детям с начальных классов нужно делать проектные работы, исследования. Они изучают определенный предмет осознанно и самостоятельно.
  5. Поступление по результатам экзаменов в школе. Почти такая система у нас сейчас с ЕГЭ.
  6. Сами выбираете комплект предметов для изучения на каждый семестр.

Европейская система направлена на то, чтобы детям было интересно учиться.
Я вам расскажу о возможностях, а вы выбирайте, где условия лучше лично для вас.

Европейские школы

Начнем со школьного образования.

Испания

Здесь учатся с 6 до 18 лет, но обязательно только до 16 лет. Дальше — по желанию. Есть возможность продолжить обучение в университете — 2 года, и у вас в кармане диплом бакалавра. Здесь детям прививают логику.

История, литература, искусство XVIII века связаны. Нет смысла изучать 3 отдельных предмета, если все можно рассматривать в комплексе.

Родители предпочитают частные или полу частные школы. Государственные полны мигрантов, которые плохо говорят по-испански. Это заметно снижает уровень всего класса.

Финляндия

Здесь вообще интересно. Нет четкого деления на уроки по 45 минут. Расписания тоже нет, а есть одно обучающее пространство. Учитель ориентируется на настроение класса. Дети активны — давайте займемся чем-то творческим.

Финские школьники

Урок литературы можно легко перевести на разговор об окружающем мире, а он плавно перетекает в математику. На урок химии может уйти всего 20 минут, а потом классу очень хочется заняться астрономией, поговорить о звездах. На такой урок уйдет 1-1,5 часа.

Обязательно — 4 иностранных языка на выбор. Среднее образование считается слабоватым. ВУЗы дают углубленное изучение. Зато дети спокойны, уверены, нет страданий из-за плохих оценок. Да и оценок особо не ставят. Здесь все молодцы. Подробнее я писала об этом в предыдущей .

Италия

Здесь схема такая: 5+3+5 = 13 лет. Первые 5 лет — начальная школа, потом 3 года средняя и 5 лет — лицей. После этого уже ВУЗ.

Детям скучно сидеть по 45 минут на месте. А зубрить математику или родной язык — еще скучнее. Учителя с детьми начальной школы играют в развивающие игры, почти каждый день походы по музеям, экскурсии, поездки на природу. Между всем этим удается втиснуть пару часов математики.

Главное, чтобы школа не вызывал чувства уныния. Это веселый коллектив, учителя не ругают, а помогают и хвалят. Зато, у них большое домашнее задание. Это задания на каждый день, на лето. Ребенок учится самостоятельности. Школа дает материал – дома ребенок отрабатывает.

Франция

Для русских детей французская очень непривычная. С одной стороны — много свободного времени, интересные проекты. Учеба идет, но особого давления ребенок не ощущает. Мы-то привыкли, что учителя кричат, ставят двойки, вызывают родителей.

Франция, начальная школа

Отношение к школьнику ровное. Есть проект на весь семестр, например. Нужен совет — учитель готов помочь, подсказать, посидеть после уроков. Зато потом — спрашивают по полной.

Экзамены идут каждый день, подготовиться просто нереально. Нужно нарабатывать знания заранее каждый день, не прогуливать. Учеба в хорошем лицее не самая дешевая, так что для родителей это всегда большая проблема, если ребенка исключили.

ВУЗы Европы

Но, приехать на собеседование все равно придется. Европейские ВУЗы имеют квоты на иностранных студентов. Конечно, сначала свои студенты, а потом уже на оставшиеся места — иностранцы.

Этапы высшего образования

Обычно, к 18 годам заканчивается школьное образование. С этого возраста молодой человек имеет право поступать в ВУЗ. Далее:

  • 3-4 года бакалавриат (диплом бакалавра наук). На этом многие останавливаются;
  • 1 год магистратура (диплом магистра);
  • 3-4 года доктор наук.

Это же минимум 6 лет вы проведете в европейском красивом городе! Считаю, само по себе это — уже отличная мотивация.

Экзамены

Система похожа, да не такая, как у нас.

  1. экзамены нужно сдавать;
  2. это не формальность, небольшой разговор и оценка в зачетной книжке;
  3. нет «автоматов»;
  4. экзаменатор задает самые разные вопросы, билетов, как таковых, нет;
  5. нет такого оценочного деления, как у нас.

Нужно сдать экзамен, пройти в следующий семестр. Сдал на «тройку», «четверку» или «пятерку» особого значения не имеет. Конечно, «отличники» везде в почете. Здесь борьба за знания, а не за отметку.

Хорошо учиться — главная задача самого студента. Хорошие студенты получают потом рекомендации, им легче найти работу.

В Германии, например, оценки такие «0»- отлично, «1»- хорошо, «2»- удовлетворительно.

Например, студент медицины со средним баллом никогда не станет претендентом на хорошую обучающую программу в первоклассном европейском госпитале.

Думаю, самый дешевый вариант — Италия и Чехия. В Италии стоимость учебы в государственном ВУЗе 500-800 евро за семестр. Например, в Миланском Университете. Это один из старейших в Италии, да и во всей Европе.

В Болонском Университете можно отучиться на языковых курсах. Это подготовит студента к новой форме обучения, да и язык подтянет. Хороший вариант, правда? А потом можно сюда же поступать.

Минусы европейского обучения

Конечно, есть и минусы. Поступление — некий контракт. Вы получаете возможность учиться, стажироваться, жить в стране. Получаете визу на весь срок обучения, а значит — свободно передвигаться по шенгенской зоне.

Но, за этим следует и несколько минусов:

  1. чаще всего общежитие иностранцам не предоставляют. Искать квартиру, комнату, вариант с поселением придется. Редко кто попадает в студенческий кампус. Аренда квартир на 2-3 человека выходит по 250-300 евро в лучшем случае. Где-то все 500 евро в месяц;
  2. визы для студентов исключают возможность трудоустроиться. Вы сможете подрабатывать в институте. Например, в библиотеке, столовой, на кафедрах. Это небольшой заработок, но все же;
  3. за учебники нужно платить. Это от 20 до 70 евро за 1 учебник. Некоторые можно взять в библиотеке, а какие-то дешевле перекопировать. Это большой минус — новые книги дорогие;
  4. ваша виза действует, пока вы учитесь. После окончания — все. Или вы сумели найти работу, у вас появилось приглашение — тогда можно готовить документы на ВНЖ, например. Или нашли свою половинку, опять же ВНЖ по браку, виза невесты/жениха. Это не редко, сами понимаете. Подробнее об этом читайте в разделе по каждой стране отдельно.

За 3-5 лет в стране можно понять, как и что функционирует. Получить образование, найти работу — реально. Это ваша новая жизнь, нужно с первого дня пытаться найти свой путь, новую жизнь.

Похожие публикации