Самосовершенствование личности эссе. Саморазвитие (ЕГЭ обществознание). Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет"

Кафедра истории и права

Контрольная работа

по курсу "Основы педагогики и психологии"

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Выполнила:

Студентка I курса заочного ф-та

Шифр №081747

Вайтехович М.В.

Проверила: Стародынова С.М.

Витебск 2009 г.

Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

Личностью человек может стать только в социальной среде.

Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие "компетентность" сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще.

Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

четкость целей и ценностных ориентаций,

трудолюбие,

творческое отношение к делу,

способность к риску,

независимость,

способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений.

Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста.

Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту;

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение.

Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев.

Творческий потенциал личности и условия его развития:

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация творчества:

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.

При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. "

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.

2. Березовин Н.А. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002.

3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. - Минск: БГЭУ, 2004.

4. Вечерко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. -Москва: Юрайт, 1998.

6. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. - Москва: Владос, 1999.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001.

  1. Личность и творчество

    Реферат >> Педагогика

    ... ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО 1.Творчество как педагогическое явление. 2. Технологии развития творческого потенциала личности . 1. Творчество как педагогическое явление. Творчества ... своих взглядов и постоянному самосовершенствованию ; иметь творческое, возможно...

  2. Творчество в деятельности преподавателя психологии

    Реферат >> Психология

    Определяется социальной и практической значимостью проблемы самосовершенствования творческой личности педагога и его самоактуализации в... и эффективным, если внутренняя потребность и готовность личности к творчеству подкреплена возможностями их реализации на...

  3. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика

    И профессионального самосовершенствования . 7.2. Акмеологические основы самосовершенствования личности . Проблемы самосовершенствования и реализации... , на свое самосовершенствование . Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, ...

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Самосовершенствование – тяжелая работа над собственной личностью. Стремление развивать способности и положительные качества под силу только целеустремленному человеку.

Достижение гармонии души и тела предшествует нелегкий труд: для развития ума и эрудиции приходится «грызть гранит наук», а для здоровья и хорошей формы нужно регулярно заниматься спортом. Человек не может быть совершенным во всем, но надо стремиться становиться умнее, выносливее, привлекательнее. Способность к самосовершенствованию присуща всем людям, но она раскрывается не у каждого. Для достижения успеха мало одного желания, его надо подкреплять ежедневным трудом, без поиска поводов для отдыха.

Нередко взрослые люди сетуют на судьбу, выражают недовольство карьерой и собственными достижениями.

Мы сами строим жизнь, поэтому не стоит винить кого-то в том, что события сложились иначе, чем хотелось. Думаю, первый шаг на пути к самосовершенствованию – умение признавать и исправлять ошибки. На пути к поставленной цели необходимо изменять себя, стремиться становиться лучше. В каждом человеке заложен талант к чему. Необходимо найти и развить его. Развивать присущие тебе качества гораздо проще, чем осваивать неизведанное. Но забывать про другие направления тоже нельзя, ведь самосовершенствование предполагает всестороннее развитие. Человеку полезно приобретать опыт в различных сферах.

По моему убеждению, каждый обладает силой воли и при желании обязательно изменится в лучшую сторону. Надо определить цель и стремиться к ней, чтобы в поисках своего особого пути не свернуть на заброшенную дорогу.

.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .

Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в «духовной брани», в его отношении к Господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости.

Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом , это есть «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении».

Согласно К. Роджерсу , это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу . Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, «наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими» (Маслоу А., 1997, с. 223)

Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без Бога - снова проникновение в самость, прислушивание к «истинному голосу самости». Предполагается, что в основе в «первичных процессах познания», близких к «здоровому бессознательному» (А. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, как у Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Более определенно направление творческого развития личности задается в современных интегративных моделях сознания, пытающихся синтезировать в них научные психологические представления, взгляды различных философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и восточный мистицизм. Главная цель развития эксплицирована это накопление духовно-нравственного потенциала «Есть все основания полагать, что „я“ есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения (или ниспадения) нашей подлинной духовно-космической самости (сам-ось) по горной вертикали сознания» (Иванов А. В., 1994, с. 91). Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена.

Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. К. Роджерс полагает, что человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.

Но подскажет ли? Реальность не очень-то вписывается в эту оптимистическую модель. Мир направляет послания истинные и лживые. Внешние сигналы неблагополучного мира преисполнены агрессии, страха и неуверенности. Мир благополучный - сигналы скуки, цинизма и снова - страха. Имеет ли человек, в действительности, внутренний компас в поле таких влияний, надежен ли внутренний компьютер, эта метафора самости? В поле каких воздействий мы пребываем сегодня?

По мнению многих философов, на рубеже второго и третьего тысячелетий заканчивается одна из фаз антропогенеза. Вместе с тем человеческая цивилизация претерпевает крупнейший кризис, характеризуемый как антропологическая катастрофа. Теория прогресса - поступательного развития человечества - с Чернобыльской трагедией потеряла еще одну часть претензий на предсказательную силу. Впервые современное человечество ощутило реальность обратного движения - к распаду. Но ведь атомные электростанции - квинтэссенция научных и технологических достижений. Поэтому «ученые уже больше не только не могут гордиться успехами наук, но и должны видеть инфернально-зловещие стороны своей деятельности, благодаря которой сегодняшний мир не только разрушается, но и погрузился в густую сеть магических взаимозависимостей, страхов, заклинаний» (Горичева Т., 1991, с. 10).

Уходит в прошлое абсолютная вера во всесилие науки и разума. Современная физика выстроила новую картину мира, поразительно напоминающую знаменитую платоновскую метафору, где человек, пытающийся познать мир, представлен наблюдающим тени от костра в глубине пещеры. «Видимый мир является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира» (Тростников В., 1980, с. 155). Последний в принципе ненаблюдаем, поскольку описывается волновой функцией, содержащей алгебраически мнимую величину, и к тому же восстанавливается даже по всей совокупности наблюдений неоднозначным образом. Наблюдаемое есть лишь неполное и бледное отражение богатейшей ненаблюдаемой онтологии.

Математика в двух теоремах Геделя показала открытость познавательных моделей - в плане противоречивости их аксиоматики, что означает невозможность алгоритмизации человеческого познания. В биологии теория эволюции видов Ч. Дарвина оказалась по крайней мере равносильной по наличию недоказанных исходных допущений креационистской теории происхождения человека.

Гуманистическая психология обречена искать поиск наиболее глубоких смыслов человеческого существования в обращении к Богу. Но еще раньше К. Юнг в поисках идеи Бога в глубинах бессознательного приходит к выводу об имманентной ее природе: «Идея всемогущего божества присутствует везде, если не признается сознательно, то присутствует бессознательно, ибо это архетип… Поэтому я считаю, что будет разумнее сознательно принять идею Бога, иначе Богом станет кто-нибудь еще, как правило, нечто несуразное и глупое» (цит. по: Мэй Р., 1994, с. 127). Здесь Бог сводится к архетипу коллективного бессознательного.

Однако Ролло Мэй , один из основоположников гуманистической психологии, уже не удовлетворен таким зависимым от человека. Его существованием «Чтобы сбалансировать определение Юнга , следует подчеркнуть трансцендентность идеи Бога» (Там же, с. 128). Здесь же он добавляет, что чем глубже консультант проникает в тайны психотерапии, тем теснее смыкаются его интересы с вопросами теологии. Просветление личности при психотерапии Р. Мэй называет чудом милости, «милостью Божией».

В таком подходе не артикулирован последний и ответственнейший мысленный шаг - от Бога-идеи к идее Бога живого. Он совершается уже за пределами гуманистической психологии. Ведь стремительным превращением психологии в гуманитарную науку не ограничиваются ее современные метаморфозы. Другое, радикальное преобразование связано с построением христианской психологии. В России этот процесс протекает на фундаменте христианской святоотеческой антропологии, разработанной в лоне православной церкви. В этом отличие основ православной психологии от западной христианской антропологии, использующей идеи научного синтеза, тем более от учений теософского толка, также выстраивающих синтетические концепции. «Богословие Православной Церкви, а оно всегда богословие сотериологическое (сотериология - это учение о спасении души. - В. М.), никогда не вступало в союз с философией с целью построения научного синтеза», - пишет русский богослов и философ В Н. Лосский (1991, с. 80). Он же добавляет, что, не связываясь с определенными философскими системами, оно вполне свободно пользуется философскими знаниями. Христианское богословие вполне допускает и глобальные научные теории, в частности теории мироздания, не переходящие положенных им границ, обозначающих пределы возможностей науки. То же можно сказать об отношении христианской антропологии к психологическому знанию.

Рефлективное эссе

Тема: «Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – путь к педагогическому мастерству».

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет, кроме этого на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Несколько лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее».

Я считаю, что главное для меня, как для учителя это постоянное развитие, совершенствование, овладение чем-то новым, полезным и значимым в современных условиях. Учитель должен саморазвиваться постоянно.

Развиваться должен не только ученик, но и учитель. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».

В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх.

Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Самообразование – источник профессионального роста любого человека, наряду с накопленным им профессиональным опытом. Процесс работы часто ставит перед нами задачи, которые не всегда можно решить, исходя из предыдущего опыта. Тут необходимы новые знания, новый подход, которыми вполне может обладать человек, занимающийся самообразованием, и которых точно не будет у того, кто не осваивает ничего нового.

Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Самообразование - основа роста учителя как специалиста. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Всегда ли мне, как учителю, это удается. Зачастую с большим трудом. У меня, как и многих есть личностные привычки, с которыми трудно справиться. Например, я не умею выполнять то, что мне не понятно, то в значимости чего я сомневаюсь.

Но я стараюсь соответствовать всем требованиям профессионального развития: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся.

Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта. Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.

«Вечно изобретать, пробовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».

«На пути к самосовершенствованию»

Моя педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования осуществляется 4 год. Молодой педагог должен не только учить подрастающее поколение, но и учиться вместе с ними. И я тоже стараюсь придерживаться этого принципа.

Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Успех педагога – это успех его учеников. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно, и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем занятии, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста.

На каждом занятии я открываю своих учеников и саму себя заново, чувствую и переживаю вместе с ними, ищу выход из трудной ситуации и радуюсь их успехам. Одним словом происходит постоянное развитие, самосовершенствование.

Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее.

Поэтому я постоянно анализирую свою педагогическую деятельность.

По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь. Задаю себе вопрос: как в следующий раз сделать лучше и интереснее?

Работа педагога не самое простое дело. Приходиться работать с разными детьми. Нужно обладать умением и терпением из таких разных ребят создавать единый, сплоченный коллектив. Стараюсь относиться к каждому ребёнку с пониманием, строю своё общение с ребятами на равных, то есть никого не превозношу, а оцениваю объективно.

К сожалению, в вузовских учебных заведениях нет таких предметов, как «нахождение ключика к каждому ребёнку», «борьба с отчаянием», «обретение веры в себя», а главное – «любовь к детям». Нет готовых советов для каждой ситуации, нет рекомендаций и подсказок, которые помогали бы в начале сложного педагогического пути, в частности мне. Все эти сложности приходится постигать самой.

К каждому ребёнку нужен свой подход. Вообще любой педагог должен быть и психологом, и мотиватором, он же должен быть и вдохновитель, и управленец, он сценарист, режиссер и актер.

Мне, как молодому педагогу предстоит прожить собственный педагогический опыт. Несколько лет уйдёт, чтобы узнать свои сильные и слабые стороны, понять, кто Я по преимуществу? Знаток-рассказчик-эрудит или организатор деятельности, или режиссер-сценарист-актер?

С самых первых занятий я пытаюсь с помощью различных диагностик узнать и познакомиться с детьми более близко. Например: игровые упражнения, тестовые рисунки хорошо раскрывают сущность ребёнка.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. В связи с этим каждый педагог должен совершенствовать себя сам. Я считаю, что невозможно идти вперёд, не имея надежной опоры. Я убеждена в том, что опора – это есть свой собственный опыт. И этот опыт является самым главным и полезным в педагогической деятельности любого педагога.

Собственный опыт складывается из познания разнообразных методов, форм и приёмов. Только перенимая опыт педагогов-мастеров возможно создать свои приемы воспитания и обучения.

Я стараюсь впитывать чужой опыт, рефлексирую свой, читаю литературу, которая касается моей профессиональной деятельности, довольно часто пользуюсь интернет-ресурсами.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач. Готовясь к занятиям, рассчитываю на понимание своих воспитанников. Делаю ставку на их работоспособность, любознательность, стараюсь учесть возможности каждого ребёнка, изобретая и апробируя новые методики.

Перед современным педагогом поставлена сложная задача, воспитать активную, творчески мыслящую личность. Успешно решить эту задачу в состоянии только такой педагог, который сам активен, постоянно стремится к совершенству. Поэтому очень важно своевременно освежать в памяти и пополнять знания, приобретённые ещё в годы учёбы в педагогических заведениях.

Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога.

Педагогу много нужно знать, постоянно работать над собой, быть требовательным к себе, чувствовать за собой большую ответственность. У Амонашвили я прочла: «Нельзя, чтобы педагог смотрел на свой опыт – пусть даже двадцатилетний – как на полное совершенство, не нуждающееся в переосмыслении перед каждой новой встречей с детьми».

Эти слова говорят мне о том, что педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом. Очень важно уметь так строить процесс воспитания, чтобы каждый ребенок был увлечен и заинтересован.

А отсюда и мое педагогическое кредо: хорошо знать каждого ребенка, его возможности, сильные и слабые стороны. Использовать такие методические приемы, которые дают детям ощущение самостоятельности и творческого участия в ходе занятий.

Для этого я стараюсь создать благоприятную атмосферу, основанную на взаимном понимании и умении поддержать хорошую дисциплину, основанную на уважении педагога к детям и детей к педагогу.

Моя миссия как педагога – помогать каждому ребенку, постигать, и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.

По моему мнению, для того, чтобы процесс воспитания приносил ребенку удовлетворение необходимо, чтобы занятия проходили в увлекательной и игровой форме. Поэтому в своей работе часто использую групповую форму работы, так как это способствует сплочению и умение взаимодействовать между собой.

Педагогика сотрудничества, ориентированная на личность – вот, что привлекает меня. В каждом ребенке видеть личность и строить занятия таким образом, чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый получал радость от собственных успехов, веря в свои силы.

В моём понимании педагог- это личность, притягивающая к себе, озаряющая всех, дарящая свет, радость, знания и тепло. А закончить своё выступление мне бы хотелось высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом ».


Похожие публикации