Конспект занятия "твердые и мягкие согласные звуки". Конспект урока в первом классе «Твердые и мягкие согласные Конспект урока согласные твердые и мягкие

Согласные твёрдые и мягкие. 5 класс

Тип урока : открытие нового знания

Цель урока : дать понятие о правилах произношения согласных звуков; проанализировать схему классификации согласных звуков;

Задачи урока:

Образовательная : формировать умение различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

Развивающая: развивать речевой слух учащихся; отработка орфографических навыков.

Воспитательная : воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные : учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать твердые и мягкие согласные, парные твердые и мягкие, твердые и мягкие, не имеющие пары, сигналы мягкости, графическое обозначение мягкости в транскрипции;

должны уметь различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Посмотрите на улицу, какая там погода? Давайте нарисуем на доске свои улыбки. (Рисуют на доске смайлики)

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- Игра «Веришь ли ты?» Эта игра поможет нам выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы будете отвечать только «да» или «нет». И толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Прием «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»

Все звуки делятся на гласные и согласные звуки

В каждом согласном звуке есть шум

При произношении согласных воздух на своем пути не встречает никаких препятствий (нет)

Фонетика изучает части речи (нет)

- Что же изучает фонетика?

Звуки речи – это звуки, которые мы произносим

А еще какие звуки бывают?

Согласные бывают твердые и мягкие. Слайд 1

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

1.Организация наблюдения.

С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отгадать

- Отгадайте загадку

На берегу морском

Все время я валяюсь.

А выбрось мягкий знак, -

Вверх птицей устремляюсь. (Галька - галка ) Слайд 2

Произнесите пару слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении. Слайд 3

Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?

О твердых и мягких согласных.

Чему мы должны научиться на уроке?

Распознавать твердые и мягкие согласные

Правильно произносить и писать твердые и мягкие согласные.

- Когда согласные бывают мягкими

Уч-ся пишут число и тему урока Слайд 4

Выполнение упражнения 277 (письм.) Работа на доске и на местах.

Какие пары согласных вы нашли в упражнении? (Ответы учащихся)

Давайте проговорим скороговорки, которые выучили дома.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Щетка у чушки, чешуя у щучки (Слайд5)

Найдите шипящие (ш, щ,ч) (Слайд 6)

Таблица (Слайд 7)

Изучите таблицу и скажите, к какой группе согласных относятся эти шипящие?

2. Обращение к теоретическому материалу § 54.

Какое открытие мы сделали, знакомясь с материалом § 54? (Ответы учащихся)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.- Напишите пословицы, подчеркните мягкие согласные. Попробуйте сказать, какие буквы сигнализируют о мягкости согласных?

Труд кормит, а лень портит.

Труд всё побеждает .

Работа в парах

Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и (Слайд 8)

2. Когда и о каких людях говорят: « Белые ручки чужие труды любят ». Напишите свое мнение. Слайд 9

Физкультминутка

Установите, одинаково ли звучит фраза при чтении слева направо и наоборот:

Около Миши молоко. Слайд 10

Ответы уч-ся.

Почему звучит неодинаково?

Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры. (!!!)

Упр.278. Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя. (!!!)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Исключите третье «лишнее»: (Слайд 11)

1. Мыло, Мила , мама.

2. Бал, белка , батон.

3. Дети , дата, дорога.

Исследование какой темы вели на уроке?

Какие понятия разобрали?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома §54, упр.280 (подобрать однокоренные глаголы с мягким согласным в конце корня)

Исключают лишнее.

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

(Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К))

(Самоопределение, смыслообразование (Л), Целеполагание (П), Планирование учебного сотрудничества (К))

Дети в группе по 2 человека работают с упражнениями

Произносят, сравнивают.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу и работу класса.

Отвечают.

Проговаривают правило. (Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) )

Отвечают.

Работают устно, анализируют таблицу.

Краткий ответ

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Оценивают свою работу

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

(Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р))



+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:

«Твердые и мягкие согласные»

составитель учитель-логопед

Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе

Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные "

ТИП УРОКА: урок -повторение .

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные:

Закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;

Повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

    Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза,

Совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;

Развивать речевую активность;

Развивать память, внимание и мышление.

    Воспитательные:

Повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;

- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;

Воспитывать умение слушать говорящего;

Формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

- Личностные : выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда .

- Метапредметные:

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

    Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности . (Слайд 1)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Вместе мы с тобой друзья.

Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).

Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.

3. Актуализация знаний, умений, навыков

Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э ).

Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).

Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).

Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.

Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).

Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)

Итак, давайте повторим еще раз правило.

Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).

Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ) .

4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:

- изолированных. Игра «Семафор».

Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….

- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»

По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.

- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)

В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.

Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.

Нос – нёс
Вол – вёл
Воз – вёз

была – била
выли – вили
мыла – Мила

рад – ряд лук – люк
мал - мял тук – тюк

сэр – сер ложка – Лёшка

5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:

- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…

Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай

- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?

6. Физминутка для глаз ( Слайд 5)

Дети следят за движущимися предметами на мониторе.

Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.

7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.

Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.

Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.

Прочитайте слоги, которые вы выписали.

Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.

Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.

Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.

По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Логопед: Итак, ребята, н аше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. ( Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).


Список использованных источников.

1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007

4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».

«Лесенка успеха»

Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

Маша,медведь

Сравните их.С какой буквы начинаются слова?

Какую букву будем писать на минутке чистописания

Сформулируйте цель вашей работы.

    Писать все буквы одинаковой высоты

Запишите число, классная работа.

На доске:

Мм Ммм Мммм

Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.

Подчеркните карандашом те буквы, которые соответсвуют правилу красивого письма

На слайде:

Медведь, Маша

4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

Сравните эти звуки: - чем похожи? (Согласный, звонкий)

Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)

Какую цель поставим:

!)Различать согласные твердые и мягкие

2)Проведем исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки

Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.

    Работа по теме урока.

    Составьте из слов пары: (на доске)

Что общего между словами первого столбика?

- А в словах второго столбика?

Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

Что указывает на мягкость согласных звуков?

Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

Что мы знаем о мягком знаке?

5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.

Рассмотрите предметы (овощи).

Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки

Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

Будьте внимательны,

Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец.помидор).

Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).

Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и)

Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

Открытый урок

Русская грамота 1 класс.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Цель: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе; развивать логическое мышление; научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности. Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь. Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки). - Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том. - Произнесите каждое имя. Что заметили? - Какими звуками различаются? - Одинаковые или разные звуки в этих именах? - Назовите первые в имени Том. - А первый звук в имени Тим. (Первые звуки разные: -т и –ть). - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга. - Давайте вместе скажем т. - Какой он? (Твёрдый). - Скажем звук Т. Какой он? (Мягкий). 3. Формирование новых понятий и способов действия
- Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твёрдые). - Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие). - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету костюма). - Так над какой темой урока мы будем работать? (Твёрдые и мягкие согласные). - Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?» - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга. - А мы с вами можем помочь нашим братьям? - Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом? 2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы. на – ня во – вё ру – рю тэ – те мы – ми - Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные? (Твёрдые). - Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Мягкие). - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? (А, о, у, э, ы). - Какие согласные обозначают мягкость согласного? (Я, ё, ю, е, и) Составляется таблица гласных детьми на доске. 3). Работа с правилом в учебнике. - Сделайте вывод , какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда? 5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!» Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните. 6. Применение. Формирование умений и навыков 1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение». Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима. рад – ряд мал – мял лук – люк был – бил ров – рёв - Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? Дети сравнивают написание и значение слов. Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах. - Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
    Ученик рад хорошей оценке. Алёша попал в первый ряд. Гриша залез на ель. Слава ел пельмени. Вова мял кусок глины. Дима мал . Мальчик был грубияном. Бил маленьких ребят. Буратино нёс золотой ключик. Он любил всюду совать свой нос . Зелёный лук очень полезен. Мяч упал в люк. От мороза красный нос. Я дрова для печки нёс. Выкопали глубокий ров. Дети подняли рёв.
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз. 2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок. - Отгадайте загадки.
    Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру - и в леса!
И зовут её - … (Лиса).
2. И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются Они – морские… (Свинки)
- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких. Лиса – 2 слога, 4 буквы, 4 звука, 2 гласных, 2согласных: с – твёрдый, л – мягкий.
Свинки – 2 слога, 6 букв, 6звуков, 2 гласных, 4 согласных: С,н – твёрдые, в,к– мягкий.
- Составьте предложение со словом лиса.
8. Итог урока. Рефлексия. - Над какой темой мы сегодня работали? - С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных? -Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». - Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.


+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:
«Твердые и мягкие согласные»

Составитель учитель-логопед
Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе
Дата проведения: 2 декабря 2014г.
Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные"
ТИП УРОКА: урок -повторение.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;
- повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза,
- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;
- развивать речевую активность;
- развивать память, внимание и мышление.
Воспитательные:
- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;
- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;
- воспитывать умение слушать говорящего;
- формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
- Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда.
- Метапредметные:
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 1)
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Вместе мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).
Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.
3. Актуализация знаний, умений, навыков
Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э).
– Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).
– Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).
– Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.
– Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).
Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)
– Итак, давайте повторим еще раз правило.
Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.
– Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).
– Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ).
4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:
- изолированных. Игра «Семафор».
Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….
- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»
По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.
- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)
В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.
Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.
Нос – нёсВол – вёлВоз – вёз была – билавыли – вилимыла – Мила рад – ряд лук – люкмал - мял тук – тюк
сэр – сер ложка – Лёшка
5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:
- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…
Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай
- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?
6. Физминутка для глаз (Слайд 5)
Дети следят за движущимися предметами на мониторе.
- Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.
7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.
- Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.
Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.
Прочитайте слоги, которые вы выписали.
Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.
Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.
Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.
По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Логопед: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. (Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).
Список использованных источников.
1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.
3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007
4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».
1377315269938500100965217170000«Лесенка успеха»
Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.

Похожие публикации