Что говорил пророк Мухаммад о женщинах

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

На всю жизнь советов не напасешься. Но есть такие, которые могут стать «мудрым спутником» человека на всю жизнь, спасая от различных неприятностей.

1. Не говори «если бы».

Укоры и сожаления, связанные с прошлыми поступками, отнимают много душевных сил у человека и в целом не способствуют каким-либо существенным изменениям. Предписанное случается, каким бы путем ты не пошел. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам» . (Муслим)

Есть такие «если бы», которые касаются того, что невозможно изменить, и они только истощают силы человека, подталкивают его к отчаянию. Например, «если бы я тогда был рядом, он не умер», «если бы я родился в другом месте, меня не постигло бы это несчастье» и т.п. И есть такие, благодаря которым человек берет урок из прошлых ошибок. Например, «если б я не тратил время понапрасну, у меня было бы больше знаний», «если б я вовремя начал учить Коран, я бы уже знал его наизусть», и т.п. И если первые – пути к козням шайтана, то вторые – пути к мудрости и положительным изменениям.

2. Не делай того, в чем ты сомневаешься.

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается следующее: «От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее: «Оставь внушающее тебе сомнения (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение» . Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Хадис говорит о том, что следует оставлять то, что вызывает сомнения, и избегать их. В отношении того, что является абсолютно дозволенным, у верующего не возникает в сердце беспокойства и волнения, напротив, душа его обретает спокойствие, а сердце – умиротворение. Что же касается сомнительного, подозрительного, то оно вызывает беспокойство и волнение».

3. Прежде чем совершить поступок, подумай о последствиях.

Рассказывают, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Дай мне наставление!» Тот спросил: «Ты просишь наставления?» Он сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого» .

4. Не говори того, в чем нет блага.

Муаз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был любимцем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И однажды в пути Муаз бин Джабаль сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Пусть будет жертвой моя душа за тебя! Меня беспокоит одно дело: я бы хотел умереть раньше Вас и не испытывать боли утраты. Но, если судьба будет такой, что Вы уйдете раньше нас – каков Ваш совет?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил и на некоторое время оставался в молчании. Затем Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, делать джихад?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Муаз, джихад – хорошее дело. Но есть лучше» . Тогда Муаз спросил: «Держать пост, читать намаз?» «Это обязательно, но есть еще лучше!»

Сподвижник начал перечислять все хорошие дела. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для людей есть лучше, чем все это!» Муаз сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть мои мать и отец будут жертвами за тебя! Что может быть лучше того, что я перечислил?!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если говоришь благое – говори, если нет – молчи!» .

5. Никогда не сдавайся.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся» .

6. Не теряйте оптимизма.

Несмотря на все тягости, постигавшие его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не терял силы духа, оптимизма и … улыбки. Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: «Я не видел никого, кто улыбался чаще Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». В одном из хадисов, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Нет влияния инфекции (кроме как с позволением Аллаха), нет дурных примет и мне нравится благой оптимизм - доброе слово (, который каждый из вас слышит в своей душе)»

7. Позволь себе чувства, но контролируй их проявление.

Иногда верующие понимают хадисы буквально и это чревато внутренними конфликтами. Например, хадис «Не гневайся» многие понимают как запрет на чувство гнева. Хадис о том, что Всевышний любит сильных – как запрет на слезы, слабость, печаль. На самом деле религия побуждает человека быть искренним, в том числе и в чувствах. Но оберегает его от нежелательных последствий, к которым побуждают чувства. Например, в комментарии к хадису «Не гневайся» имам Ан-Навави указывает, что раздражение – естественная человеческая реакция и что этот хадис призывает не действовать в состоянии раздражения.

Также в другом хадисе передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на удивление его сподвижников, что он плачет, держа на руках своего тяжело дышащего сына Ибрахима, сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу!» Так что не стоит обманывать себя, подавляя свои естественные чувства или выдавая их за другое, так как это является формой лицемерия.

8. Проявляйте терпение с первых секунд потрясения.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, (остановился) и сказал (ей): «Бойся Аллаха и храни терпение» . Женщина, не знавшая его (в лицо), воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует!» − и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако не обнаружила там привратников. Она сказала ему: «Я не знала, что это ты!» − он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении» .

9. Прислушивайся к своему сердцу.

Сообщается, что Вабиса Ибн Ма"бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце (, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)» (Ахмад и Ад-Дарими)

10. Пусть за каждым проступком, ошибкой, грехом следует доброе дело.

Человек не застрахован от грехов и ошибок. И лучшие из нас отличаются от худших не тем, что не совершают их, а тем, что они затем делают с ними. Правоверный после совершения греха кается и «стирает» его добрым делом. А грешник – забывает о нем. По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала, да будет Аллах милостив к ним обоим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» Каждый проступок оставляет на сердце черную точку. Но следующее за ним хорошее дело стирает эту точку, возвращая сердцу свет и белизну.

Ну а последние слова хадиса можно было бы вывести в отдельное правило – в правило № 11.

11. Относитесь к людям хорошо!

И наверно, это правило не нуждается в пояснениях.

Если перечислить все основы, приведенные в прощальной проповеди, то получится следующее:

1 – В любом деле необходимо всегда воздавать хвалу Аллаху.

2 – Необходима вера в единобожие,

3 – Нафс всегда хочет направлять человека к совершению злодеяний. По этой причине необходимо прибегать от зла нафса к защите Аллаха.

4 – Все люди с рождения являются равными, нет разделения по расе и по цвету кожи.

5 – Все мусульмане являются братьями. Отменены все классовые различия и привилегии. Превосходство достигается только посредством богобоязненности и добродетельных качеств.

6 – Впервые были представлены право заключения брака, права семьи и равенство прав мужчин и женщин.

7 – Женщины и мужчины имеют взаимные права, обязанности и обязательства.

8 – И женщины, и мужчины должны любыми способами избегать прелюбодеяния.

9 – Обеспечено проявление уважения к имущественным правам и правам других людей, неприкосновенность жилища.

10 – Жизнь, имущество и честь являются священными. Право на жизнь является естественным правом. Честь, почет, достоинство, свобода и обладание имуществом являются правами, защищенными от нападений.

11 – Необходимо остерегаться от проявления несправедливости, не дозволено несправедливо использовать имущество народа, вещь, принадлежащая одному человеку, не будет дозволенной для другого без разрешения владельца этой вещи.

12 – Мусульмане должны остерегаться войны между собой.

13 – Отмена пыток и рабства.

14 – Кровные конфликты являются выдумкой и ложью.

15 – Идея о снижении процентов до нуля, которую современная экономика достигла только недавно, со словами «каждый вид процентов отменен», экономика и «должники будут возвращать только те деньги, которые они брали» создал основу для общественной безопасности и взаимопомощи.

16 – Путем сообщения о том, что каждый человек ответственен за свои деяния, не оставлен без присмотра, предпринималась попытка превзойти над анархией и бесцельностью.

17 – Была заложена основа долговых обязательств и права поручительства, приказано и рекомендовано остерегаться излишества, чтобы достичь мира, примирения и благополучия; указано, что за каждую провинность будет отвечать сам виновный человек, а не кто-нибудь другой и сказано: «Если даже тем, кто наставляет мусульман на прямой путь, будет чернокожий человек с порезанным носом, повинуйтесь ему и войдете в Рай».

18 – Были отменены традиции времен невежества. Люди должны отказаться от плохих деяний, которые они совершали вслепую по привычке.

19 – Вверенные на хранение вещи необходимо вернуть их владельцам. Нельзя предавать вверенное на хранение.

20 – Необходимо остерегаться следования за шайтаном в любых малых и больших, важных и незначительных делах.

21 – Люди, придерживающиеся Книги Аллаха и сунны пророка никогда не впадут в заблуждение.

22 – Необходимо придерживаться простоты Ислама, не впадать в крайности.

23 – Необходимо поклоняться Всевышнему Аллаху - совершать пятикратный намаз, соблюдать пост в месяц поста, следовать советам почтенного пророка. Те, которые будут выполнять это должным образом, будут вознаграждены раем.

24 – Были затронуты такие основы, как завещание, родовая принадлежность и прелюбодеяние. Поскольку проповедь в основном была конкретной, нет необходимости в подробных описаниях. После прощальной проповеди был ниспослан следующий аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Сура «Аль-Маида»: 3). Как видно, религия достигла своего совершенства, мир стал совсем другим, человечество вступило в новый мир.

Еще одной особенностью прощальной проповеди является то, что содержа в себе обращение ко всей общественности со словами «о, люди» вместо слов «о, верующие, мусульмане», и слова «пусть те, кто стоят здесь сегодня, передадут все мои наставления тому, кого здесь нет. И, может, многие из тех, кому будет передано это послание, станут соблюдать его с большим старанием, чем те, кто слушали здесь сегодня», она не потеряла свою ценность на протяжении определенного отрезка времени и сохранила в себе качество освещения пути последующих людей.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о детях

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

Абу-д-Дарда", да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда") сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие - что молочная, но правильно первое.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости - не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)

О бесстыдстве и вседозволенности

3.1. Если не стыдно, делайте все, что хотите.

О неверии

3.2. Посланник Аллаха говорил, что если один человек обвиняет другого в отсутствии веры, то один из них точно является неверующим. Если тот, кому адресовано обвинение, и в самом деле не верит в Аллаха, то обвиняющий его в безверии говорит правду. Если же дело обстоит иначе, то обвиняющий сам повинен в неверии.

О худшем из людей

3.3. Однажды посланник Аллаха сказал: - Худшим человеком является тот, от чьего зла нужно оберегаться.

О распутстве

3.4. Проявляя заботу о женщинах, пророк Мухаммед в то же время резко осуждал тех из них, кто забывали о скромности и вели себя вызывающе.

Разодетые и выставляющие напоказ свою наготу, раскачивающие бедрами при ходьбе и тем самым соблазняющие мужчин женщины никогда не войдут в Рай, и им даже не будет дозволено вдохнуть его благоухания! - предупреждал он. - Лицемерки и те, кто ходят полураздетыми и чванятся, никогда не попадут в Рай.

Насколько греховным он считал такое поведение женщин, явствует из сказанных им слов:

Распутство одной развратницы сравни распутству тысячи развратников. А праведность и благочестие одной женщины сравни праведности и благочестию семидесяти праведников мужского пола.

О предательстве

3.5. Пророк Мухаммед говорил: - Тот, кто дает неправедный совет обратившемуся к нему за помощью брату-мусульманину, совершает предательство.

О лицемерии и вероломстве

3.6. Посланник Аллаха предупреждал правоверных, что лицемер может притворяться добрым мусульманином, регулярно ходить в мечеть и молиться, соблюдать пост, но его всегда можно распознать по трем вещам: во-первых, он лжет, когда рассказывает; во-вторых, он нарушает свои обещания; в-третьих, он предает тех, кто ему доверяет.

3.7. Посланник Аллаха стремился искоренить в людях ложь, лицемерие и вероломство и предупреждал, что за эти грехи их ждет наказание, ибо когда настанет день Воскресения, над каждым вероломным будет водружено знамя, на котором будет начертана история его вероломства, и люди, увидев его, будут с презрением обходить их стороной.

3.8. Великое вероломство - сказать что-то своему брату так, чтобы он поверил тебе, тогда как твои слова - ложь.

3.9. Одним из самых худших человеческих качеств пророк Мухаммед считал двуличие.

Двуличный человек, - говорил он, - подходит к одним с одним лицом, а к другим - с другим.

О гордыне

3.10. Однажды, когда мусульмане сидели с посланником Аллаха, к ним подошел бедуин в отороченном халате и встал прямо перед пророком.

Ваш пророк унизил всех всадников или намерен унизить всех всадников и возвысить всех пастухов, - обратился он к присутствующим.

Пророк Мухаммед схватил бедуина за складки его халата и сказал:

Тогда один из мусульман попросил:

О посланник Аллаха, мы знаем, что такое многобожие, но объясни же нам, что такое гордыня? В том ли она состоит, что один из нас носит халат с оторочкой?

Нет, - ответил пророк.

В том ли она состоит, что у одного из нас есть пара хороших сандалий с двумя прочными ремешками? - последовал новый вопрос.

Нет, - ответил он.

В том ли она состоит, что у одного из нас есть животное, на котором он ездит верхом? - опять спросили его.

В том ли она состоит, что у одного из нас есть друзья, которые ходят к нему в гости?

О посланник Аллаха, что же тогда представляет собой гордыня? - спросили его мусульмане.

Гордыня - это отрицание истины и проявление неблагодарности по отношению к людям, - сказал им пророк Мухаммед и тут же напомнил: - О правоверные, ешьте, пейте, одевайтесь, но не излишествуйте и не возноситесь в гордыне, давайте пожертвования!

3.11. Посланник Аллаха говорил, что гордыня чужда тому, кто ест со своим слугой, ездит на базар на осле, стреножит овец и доит их.

3.12. Однажды к пророку Мухаммеду подошел исключительно красивый мужчина и сказал:

Я люблю красоту, и мне было дано было стать красивым, и мне не хочется, чтобы кто-то превзошел меня красотой. Не гордыня ли это?

Нет, - ответил ему пророк. - Гордыня - это когда человек презирает истину и высокомерен по отношению к людям.

О тех, от кого отвернется Аллах

3.13. Посланник Аллаха сказал: - Если Аллах поставил человека править мусульманами, а он не желает замечать их нужд и нищеты, то Аллах отвернется от его нужд.

3.14. Пророк Мухаммед говорил, что в День Воскресения Всемогущий Аллах не очистит от грехов и даже не посмотрит на тех, кто в земной жизни совершили один из трех непростительных грехов. Когда же внимавшие ему попросили рассказать о том, кого именно постигнет такая участь, посланник Аллаха ответил:

О лжи и обманах

3.15. Пророк Мухаммед резко осуждал тех, кто говорит неправду о том, что ему приснилось, потому что сны ниспосылаются Всевышним Аллахом, Повелителем Миров, через ангела, которому Он дает повеление явить человеку то или иное сновидение. Поэтому тот, кто рассказывает о снах, которые ему вовсе не снились, клевещет на Аллаха, тем самым совершая страшный грех.

3.16. Уча мусульман быть правдивыми, посланник Аллаха сказал: - Величайшими обманщиками являются те, кто называют себя сыновьями людей, не являющихся их отцами, лгут о якобы приснившихся им снах и приписывают мне слова, которые я не произносил.

3.17. Остерегайтесь лжи. Ложь сбивает с пути истинного.

3.18. В другой раз, когда речь зашла о греховности обмана, посланник Аллаха сказал:

О правоверные, помните, что обман - это верный путь к раздору, а честность направляет человека к добру, добро же ведет его к Раю.

3.19. Посланник Аллаха учил остерегаться предположений, называя их самой лживой формой речи.

О запретах

3.20. Запрещая то, что дозволено Всемогущим Аллахом, вы совершаете грех.

3.21. Пророк Мухаммед учил не сетовать на времена. Мусульманину негоже говорить: «Какое плохое время!», - потому что Аллах и есть время, и это он ниспослал день и ночь и мог бы забрать их обратно.

3.22. Пророк Мухаммед запретил пращу, так как от этого оружия было больше вреда, чем пользы.

Праща бесполезна на охоте, так как из нее невозможно подстрелить дичь, и не причиняет вред врагу. Она способна лишь выбивать глаза и зубы.

О нарушающих запрет

3.23. Пророк Мухаммед запрещал мусульманам бить своих рабов, предупреждая, что за такой поступок они будут отвечать перед Всемогущим Аллахом и попадут в Огонь.

3.24. Посланник Аллаха запрещал мусульманам без спроса брать вещи своих товарищей, даже в шутку.

Если ты взял посох своего товарища, - говорил он, - ты обязан возвратить его.

3.25. Пророк пресекал интерес, проявляемый мусульманами к недостойным вещам. Недостойное прокладывает прямую дорогу в Ад, и участь тех, кто идет по ней, понятна без объяснений. Поэтому пророк говорил членам своей уммы:

Не спрашивайте о трех вещах: о человеке, который отделяется от общины, бунтует против правителя и умирает, не прекратив бунтовать. Не спрашивайте о нем. И не спрашивайте о рабе или рабыне, бежавших от своего хозяина. И не спрашивайте о женщине, муж которой в отъезде и которая имеет всего вдоволь, но демонстрирует свои украшения чужим и позволяет себе вольности в поведении. Не спрашивайте также о том, кто спорит с Аллахом относительно Его покрова. Его покров - гордыня, а Его накидка - Его сила. Не спрашивайте о человеке, который сомневается в повелениях Аллаха, и о том, кто не верит в милость Аллаха.

3.26. Посланник Аллаха категорически запрещал азартные игры. Однажды он узнал, что некоторые люди из его уммы играют в нарды на интерес. Когда он потребовал положить конец этому непотребству, голос его звучал очень сурово.

Тот, кто играет на деньги, подобен тому, кто совершает омовение кровью, - резко сказал он. - Всякий, кто играет в нарды, восстает против Аллаха и Его посланника.

О мошенничестве в торговле

3.27. Пророк Мухаммед сурово осуждал мошенничество с целью набить цену, а также запрещал горожанам действовать в качестве перекупщиков, что сдерживало рост цен на базаре.

Не встречайте караваны за городом, и пусть горожанин не торгует товарами бедуина, - распорядился он.

3.28. Посланник Аллаха запретил продавать неспелые фрукты, шерсть, которая еще не сострижена со скотины, и молоко, которое еще находится в вымени.

3.29. Однажды посланник Аллаха проходил по базару мимо торговцев зерном. Засунув руку внутрь горки зерна, выставленной одним из торговцев в качестве образца товара, пророк почувствовал, что зерно сырое, тогда как на поверхности оно было совершенно сухим.

Уличив продавца зерна в мошенничестве, пророк Мухаммед потребовал объяснений.

О посланник Аллаха, - пролепетал торговец, - мое зерно попало под дождь, поэтому оно и стало сырым.

Но ты же пытался обмануть покупателей, скрыв его под слоем сухого зерна! - сказал пророк. - Знай же, что мошенники не имеют ко мне никакого отношения.

О суетности

3.30. Печалящийся о мирском лишь отдаляется от Аллаха. В этой жизни он лишь обретет новые трудности, а в следующей - лишь утомление. Всевышний Аллах вселит в его сердце вечное беспокойство, озабоченность, несбыточные надежды. С каждым днем жизнь ваша становится короче, так не омрачайте же ее ненужной тоской.

О ссорах

3.31. Стремясь водворить мир и покой в своей умме, пророк Мухаммед учил, что, когда двое мусульман ругают друг друга, ответственность за все сказанное ими ложится на того, кто заговорил первым, однако это происходит только в том случае, если тот, кого поносят, не выходит за пределы дозволенного.

А тех, кто ругаются и поносят друг друга, он называл шайтанами, обвиняющими и отвергающими друг друга.

Сам же пророк Мухаммед никогда никого не поносил, и никто не слышал от него ни одного грубого слова. Если он желал показать, что осуждает кого-либо из своей уммы, он говорил:

И что это на него нашло? Да запылится его чело!

3.32. Однажды пророк Мухаммед спросил собравшихся вокруг него людей:

Известно ли вам, что такое навет?

Нет, нет, - ответили ему, - посланнику Аллаха ведомо об этом лучше.

И тогда пророк сказал:

Навет - это передача одним того, что сказали другие, с целью посеять раздор между ними.

В другой раз, говоря о пагубности ссор между мусульманами, он сказал:

Всемогущий Аллах ниспослал мне, что вы должны быть смиренными и не возводить напраслину друг на друга. А когда один человек обвиняет другого в неправедности или обвиняет его в неверии, это обвинение падет на него, если на самом деле его товарищ не таков, как он сказал.

О тех, кто сеют раздор и смуту

3.33. Пророк Мухаммед, проповедуя мир и единство в мусульманской общине, сказал:

Если человек отказался повиноваться мусульманскому правителю, откололся от уммы и умер, то его смерть подобна смерти во времена невежества.

3.34. Посланник Аллаха учил, что мусульмане должны жить в мире и ни при каких обстоятельствах не поднимать оружие друг на друга.

Если кто поднимает на нас оружие, - говорил он, - то он не из нашего числа. А если кто вздумает посеять меж вами раздор и смуту, чтобы разрушить ваше единство, убейте его.

О болтунах и злых языках

3.35. Осуждая болтунов и сплетников, пророк Мухаммед говорил:

Достаточно человеку того греха, что он рассказывает обо всем, что слышал.

Осуждая многословие, посланник Аллаха однажды сказал:

Худшими в моей умме являются те, у кого рот не закрывается.

3.36. Аллах не любит шумных и грубых, равно как и тех, кто кричит на базарах.

3.37. Пророк Мухаммед призывал мусульман следить за тем, что они говорят, и ни в коем случае не поносить друг друга грязными словами.

Грязный язык, - говорил он, - часть грубости, а грубость - дорога в Огонь.

О неумеренной похвале

3.38. Однажды в присутствии пророка некто принялся расхваливать одного человека и при этом явно преувеличивал его достоинства. Пророк остановил его и печально сказал:

Знай, что своими неумеренными похвалами ты уничтожил этого человека или перебил ему позвоночник.

О подозрительности и склонности выискивать недостатки

3.39. Зная о склонности людей выискивать недостатки в окружающих, пророк сказал:

Поистине, люди - что сотня верблюдов, среди которых человек не может выбрать ни одного пригодного для верховой езды.

3.40. Посланник Аллаха считал, что нельзя открыто проявлять свое подозрительное отношение к кому бы то ни было, потому что, если человек почувствует, что к нему относятся с подозрением, он станет хуже, чем был.

О неподобающей одежде

3.41. Пророк Мухаммед проклинал мужчин, носящих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду.

3.42. Однажды пророк Мухаммед увидел, как один молящийся слишком низко опустил полы своей одежды, и велел ему уйти и совершить омовение. Тот безоговорочно подчинился посланнику Аллаха, но, когда он вернулся обратно в мечеть и хотел продолжить молитву, пророк вновь отправил его совершить омовение.

Присутствовавшие при этом мусульмане спросили посланника Аллаха:

О посланник Аллаха, почему ты опять отправил его совершать омовение?

Потому что Всемогущий Аллах не принимает молитвы тех, кто носит одежду, волочащуюся по земле!

3.43. Проповедуя скромность в одежде, пророк Мухаммед считал хлопок и шерсть подходящими для мужской одежды, но запрещал им щеголять в шелках.

Тот, кто носил шелковую одежду в этом мире, не будет иметь удела в Следующем, - предупреждал он.

В то же время известны случаи, когда он делал исключение для тех, кто страдали от чесотки и кому одежда из более грубых тканей причиняла еще большие муки.

3.44. Однажды посланник Аллаха взял в одну руку кусок шелковой ткани, а в другую - кусок золота. Показав их собравшимся у его дома людям, он трижды повторил:

Воистину, и то, и другое является запретным для мужчин из моей уммы, но дозволено их женщинам.

Поэтому он запрещал мусульманам пользоваться посудой, сделанной из золота, носить шелковые одежды и даже сидеть на шелковых тканях.

О дурном отношении к родным

3.45. Абу Бакр по прозвищу ас-Сиддик, что означает «Правдивейший», одним из первых уверовал, что Аллах ниспосылает Мухаммеду откровения, и стал его верным последователем и преданным другом. Однажды он зашел в гости к пророку, и тот спросил его:

Рассказать ли тебе, о Абу Бакр, о том, какие дурные поступки являются наихудшими?

О Мухаммед, сделай милость, поведай мне об этом, - ответил ему Абу Бакр.

И тогда пророк сказал:

3.46. Пророк Мухаммед учил мусульман, что они обязательно должны ценить и крепить узы родства.

Нет такого дурного поступка, который с большей неизбежностью повлечет наказание и в этом мире, и в Следующем Мире, чем пренебрежение родственными узами и разрыв отношений с родственниками, - говорил он.

3.47. Пророк Мухаммед сказал: - Если кто оскорбляет родителей, своих или чужих, совершает один из тягчайших грехов.

Как же их можно оскорбить? - спросили его люди. - Помните, что, оскорбляя человека, вы, в свою очередь, оскорбляете и его мать и отца, - ответил им посланник Аллаха.

О плохих соседях

3.48. Один из мусульман пожаловался пророку, что у него есть злой сосед, который все время обижает его.

Возвращайся домой, собери свои вещи и вынеси их на дорогу, - велел ему посланник Аллаха.

Тот так и сделал. Когда же он вынес на дорогу свои пожитки, вокруг него тут же столпились люди и принялись спрашивать:

Что происходит? Что случилось?

Я пожаловался пророку Мухаммеду, что сосед постоянно обижает меня, и он велел мне вернуться домой, собрать свои вещи и вы нести их на дорогу, - объяснил тот, кто ходил за советом к посланнику Аллаха. - И теперь я сделал все в точности, как он сказал мне.

Ах, какой нехороший у тебя сосед! - посочувствовали ему люди. - Всемогущий Аллах да лишит его своей милости и покарает его за содеянное!

А злой сосед, услышав шум на улице и выглянув из дома, испугался, когда понял, что речь идет о нем, подбежал к тому человеку, которого он так часто обижал, и прилюдно попросил у него прощения, поклявшись именем Аллаха, что впредь никогда больше не станет чинить ему обиды.

3.49. В своей умме посланник Аллаха поставил воровство вне закона, но особенно постыдным он считал кражи у близких людей.

Гораздо меньший грех обокрасть десять домов, - говорил он, - чем обворовать дом соседа.

О любопытных

3.50. Пророк Мухаммед не любил не только подслушивающих, но и подглядывающих и говорил, что не следует впускать в дом тех, кто, не дождавшись разрешения хозяев, осмелился зайти внутрь взглядом.

Рассказывают, что однажды к дому посланника Аллаха подошел бедуин, увидел, что дверь прикрыта не полностью, и бесцеремонно приник глазом к щелке.

Почувствовав, что за ним наблюдает непрошеный посетитель, пророк взял стрелу и сделал вид, что намеревается выколоть ему глаз. Бедуин испугался и убежал прочь. А пророк пробормотал:

Если бы ты не убрался отсюда, я выколол бы тебе глаз.

3.51. В другой раз люди слышали, как посланник Аллаха сказал:

Если человек заглядывает в твой дом, а ты берешь камешек и выбиваешь ему глаз, то это не твоя вина, и он должен пенять на себя.

О смешливых

3.52. - Поменьше смейтесь, - говорил пророк Мухаммед. - Тот, кто много смеется, убивает свое сердце.

О несправедливости и алчности

3.53. В своих проповедях посланник Аллаха учил справедливости и нестяжательству.

Страшитесь несправедливости. Несправедливость появится в виде тьмы в День Воскресения. В последние дни моей общины будет извращение истины, злословие и тирания, и начало этому положат люди, творящие несправедливые поступки. Страшитесь алчности. Алчность погубила многих из живших до вас и побудила их проливать кровь друг друга и делать дозволенным то, что для них было запретным.

3.54. Посланник Аллаха осуждал людей жадных и алчных. - Остерегайтесь алчности, - говорил он мусульманам. - Она погубила многих живших до вас. Они проливали кровь друг друга и разрывали родственные узы.

3.55. Порочному человеку присущи мошенничество и жадность.

О любителях роскоши

3.56. Запрещая мусульманам пользоваться посудой из золота и серебра, посланник Аллаха предупреждал, что у тех, кто нарушает это правило и ест или пьет из драгоценных сосудов, в животе будет бушевать адское пламя.

3.57. Однажды к пророку Мухаммеду пришел человек, на пальце у которого был большой золотой перстень с печаткой. Увидев перстень, пророк отвернулся от его владельца. Когда тот человек увидел его отвращение к золоту, он выбросил это кольцо, а вместо него стал носить железное кольцо.

Когда он опять пришел к пророку Мухаммеду, тот снова неодобрительно посмотрел на его новый перстень и сказал:

Этот еще хуже, ибо так украшают себя люди Огня. Человек ушел, выбросил железный перстень и надел кольцо из серебра, и когда он еще раз пришел к посланнику Аллаха, тот ничего не возразил против такого украшения.

О тех, кто окажутся в убытке

3.58. Тех, у кого одежда волочится по земле, посланник Аллаха ставил вровень с теми, кто оказывают благодеяния, а потом попрекают этим облагодетельствованных, или с торговцами, которые намеренно обманывают покупателей, нахваливая плохой товар.

Всех их ждет неудача, и они окажутся в убытке, - говорил он.

О том, что земная жизнь определяет судьбу в Следующем Мире

3.59. Однажды посланник Аллаха сказал: - Когда настанет Судный День и Аллах, по милости своей, спасет истинно верующих от Огня, они взойдут на мост, переброшенный между Раем и Адом. И там они будут спрошены о несправедливостях, которые они творили в земной жизни. И только после того как они очистятся и уразумеют истину, им будет разрешено войти в Рай. - Немного помолчав, чтобы слушатели прониклись тем, что услышали, он прибавил: - Именем Того, кто держит в Своей руке душу Мухаммеда, уже в этой жизни каждый мог бы догадаться о том, что его ждет в Следующем Мире.

Том 7

ХАДИСЫ №№ 3101-3200

3128 — (إن الله أمرني بحب أربعة ، وأخبرني أنه يحبهم ، قيل: سمهم لنا ، قال: علي منهم (يقول ذلك ثلاثاً) ، وأبو ذر ، والمقداد ، وسلمان ، أمرني بحبهم ، وأخبرني أنه يحبهم) . (ضعيف)

3128 — «Поистине, Аллах велел мне любить четверых и сообщил мне, что Он любит их». (Люди) сказали: «Назови их нам!» Он сказал: «‘Али из их числа!», (повторив это трижды), — Абу Зарр, аль-Микъдад и Салман. Он велел мне любить их и сообщил мне, что Он любит их».

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (7/126) сказал: «Слабый (хадис). Его приводят ат-Тирмизи (2/299), Ибн Маджах (149), аль-Хаким (3/130) и Ахмад (5/351 и 356) по пути Шарийка, передавшего от Абу Раби’а, передавшего от Ибн Бурайды со слов его отца, как восходящий к пророку. Этот текст принадлежит ат-Тирмизи и он сказал: «Хадис хороший и мы знаем его только из хадиса Шарийка».

Он (Шарийк) слабый по причине плохой памяти. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима». После этих его слов аз-Захаби сказал: «Я (аз-Захаби) говорю: «Муслим не передавал хадисы от Раби’а». Также аз-Захаби в «аль-Мизан» упомянул о том, что относительно Абу Раби’а, Абу Хатим сказал: «Его хадисы отвергаемые».

И этот Шарийк — Ибн ‘Абдуллах аль-Къады — на него не опирался Муслим, но передавал от него мутаба’аты, как об этом сказал сам аз-Захаби в «аль-Мизан», так откуда у хадиса достоверность, и даже то, что он хороший?! См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 7/126-127 (с небольшими изменениями).

3137 — (إن الله يكره رفع الصوت بالعطاس والتثاؤب) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 7 /133: موضوع

3137 — «Поистине, Аллаху не нравится, когда громко чихают или зевают».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (7/133) сказал: «Выдуманный (хадис).Егоприводят Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (261) и ад-Дайлями (1/2/254) от ‘Усмана ибн ‘Абду-р-Рахмана ат-Тараифи, передавшего от ‘Али ибн ‘Урвы, передавшего от Ибн Абу Мулейки со слов ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот (хадис) выдуманный. Его недостатком является ‘Али ибн ‘Урва, которого обвинял во лжи Салих Джазара, а Ибн Хиббан сказал: «Он выдумывал хадисы».

3200 — (إن لله ملكاً موكلاً بمن يقول : يا أرحم الراحمين ! فمن قالها ثلاثاً قال الملك : إن أرحم الراحمين قد أقبل عليك فاسأل) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 7 /182: ضعيف

3200 — Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Поистине, у Аллаха Всевышнего есть ангел, которому поручено следить за теми, кто будет произносить слова «О Милостивейший из милостивых! /Йа Архама-р-рахимин!», и тому, кто произнесёт (эти слова) трижды, этот ангел говорит: «Поистине, Милостивейший из милостивых внимает тебе, проси же!» Этот хадис приводит аль-Хаким 1/728.

___________________________________________________

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде есть передатчик по имени Фадаля ибн Джубайр о котором Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (1/325) сказал: «Фадаля передал от Абу Умамы десять хадисов и все они являются недостоверными». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3200 (7/182), «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1957.

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

Том 7

ХАДИСЫ №№ 3001-3100

3062 — (إنَّ اللهَ جعلَ الحقَّ على لسانِ عُمرَ وقلبِهِ، وهوَ الفاروقُ ، فرقَ بهِ بينَ الحقِ والباطلِ) .

قال الألباني في ” السلسلة الضعيفة والموضوعة ” 7 /63: ضعيف

3062 — «Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара! Он – различающий добро и зло/аль-Фарукъ/, и посредством него (Аллах) отделил истину от лжи!»

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (7/63) сказал:

«Слабый (хадис). Его приводит Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (3/270): Рассказал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Азракъ аль-Маккий, который сказал: Сообщил нам ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан от Аййюба ибн Муса, который сказал: “Посланник Аллаха сказал..” и он привел этот хадис.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад является слабым и (относится к категории) му’даль , ибо, по всей видимости, Аййюб ибн Муса – это Абу Муса аль-Маккий. Но возможно, что это Аййюб ибн Муса Абу Ка’б ас-Са’ди аль-Балькъави и оба они являются надёжными. Однако они относятся к последователям таби’инов/атба’а ат-таби’ин/, и поэтому он (то есть хадис – прим. пер.) является му’даль, а не так, как сказал об этом ас-Суюты в “аз-Зияда” (2/36). Затем, ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан, а он – аз-Заджадж Абу Мас’уд аль-Маусилий, о котором Ибн Абу Хатим (2/2/227) со слов своего отца сказал: “Его хадисы записывают, но на него не опираются”.

Однако, первая часть этого хадиса является достоверной и приводится в “аль-Мишкат” (6042). Что касается второй его части, то я не нашел для него подтверждающего хадиса/шахид/, который подкрепляет его, из-за чего я привел его (то есть этот хадис – прим. пер.) здесь.

Абу Ну’айм передал в “аль-Хилья” (1/40) по пути Исхакъа ибн ‘Абдуллах от Абана ибн Салиха, передавшего от Муджахида, передавшего от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Я спросил ‘Умара, да будет доволен им Аллах: По какой причине тебя прозвали аль-Фарукъом?” Он ответил “…”.

Я (аль-Албани) говорю: И он рассказал историю принятия им, да будет доволен им Аллах, Ислама и о том, как он вышел против многобожников, объявляя о своем Исламе, и в нем приводятся его слова: “И в тот день посланник Аллаха прозвал меня аль-Фарукъом и различил посредством него истину от лжи”.

(Передатчик этого хадиса) Исхакъ ибн ‘Абдуллах, а он Ибн Абу Фарва – матрук, очень слабый, от хадисов которого нет никакой пользы».

Слово «му’даль» является причастием страдательного за­лога от глагола «а’даля» (утомлять). В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд. См. «Терминология хадисов» д-ра Таххана.

Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

Том 6

ХАДИСЫ №№ 2901-3000

2955 — (أنا مدينة العلم ، وعلي بابها ، فمن أراد العلم فليأته من بابه) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 6/519: موضوع

2955 — «Я — город знания, а ‘Али — его ворота, и тот, кто хочет (обрести) знание, пусть приходит к нему через ворота».
Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/519) сказал:

— Выдуманный (хадис). Его передали Ибн Джарир ат-Табари в «Тахзиб аль-асар», ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (3/108/1), аль-Хаким, 3/126, аль-Хатыб аль-Багъдади в «Тарих Багдад» (11/48) и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (12/159/2) по пути Сальта ‘Абду-с-Саляма ибн Салиха аль-Харави: сообщил нам Абу Му’авия от аль-А’маша, передавшего от Муджахида со слов Ибн ‘Аббаса, как восходящий к пророку.

Ибн Джарир и аль-Хаким сказали: «Иснад достоверный». Это отверг аз-Захаби своими словами: «Напротив, выдуманный!» Затем аль-Хаким сказал: «Абу ас-Сальт — надёжный, заслуживающий доверия». Вслед за этими словами аз-Захаби сказал: «Я говорю: Нет, клянусь Аллахом! Ни надёжныё, ни заслуживающий доверия!» Также он (аз-Захаби) в своей книге «ад-Ду’афаъ валь-матрукин» сказал: «Его обвинял во лжи не один (учёный)». Абу Зур’а сказал: «Он не был надёжным». Ибн ‘Ади сказал: «Обвиняется во лжи!» Кто-то другой сказал: «Рафидит». Хафиз (Ибн Хаджар) в «ат-Такъриб» сказал: «Правдивый, у него есть отвергаемые вещи, стал шиитом, а проявив чрезмерность, аль-‘Укъайли сказал: “Лжец!”» Подробнее см. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/519-530).

Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 6

Хадисы №№ 2801-2900

2865 — (اقرؤوا القرآن فإن الله لا يعذب قلبا وعى القرآن) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 6/395: ضعيف جدا

رواه تمام في » الفوائد » (266/2) ، وابن عساكر (267/1) عن مسلمة بن علي : حدثنا حريز بن عثمان عن سليم بن عامر عن أبي أمامة مرفوعا .

قلت : وهذا إسناد واه جدا ، مسلمة بن علي — وهو الخشني — متروك ؛ كما في » التقريب » .

2865 — «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран». См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1068.

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/395) сказал:

— Очень слабый (хадис). Его передали Тамам в «аль-Фаваид» (2/266) и Ибн ‘Асакир (1/267) от Маслямы ибн ‘Али: Рассказал нам Хариз ибн ‘Усман от Сулейма ибн ‘Амира, передавшего от Абу Умамы, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад очень слабый. Масляма ибн ‘Али, а он — аль-Хушани — матрук, как об этом сказано в «ат-Такъриб».

2896 — (إن أمتي لن تجتمع على ضلالة ، فإذا رأيتم الاختلاف فعليكم بالسواد الأعظم) .

قال الألباني في ” السلسلة الضعيفة والموضوعة ” 6/435: ضعيف

2896 — «Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то придерживайтесь Великой общины/ савадуль-а’зам / ”».

Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым исключая первую его часть, которая является достоверной. См. «Да’иф Ибн Маджах» 788.

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/435) сказал:

— Слабый (хадис). Его приводят Ибн Маджах (3950), Ибн Абу ‘Асым в “ас-Сунна” (84), ‘Абд ибн Хумайд в “аль-Мунтахаб миналь-муснад” (2/133) и аль-Лялякаи в “Усуль ахлю-с-Сунна” (1/105/653) от Му’ана ибн Рифа’а ас-Сулями, передавшего от Абу Халяфа аль-А’ма, передавшего со слов Анаса, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю: Этот иснад очень слабый. Об Абу Халяфе аль-А’ма хафиз (Ибн Хаджар) сказал: “Матрук! А Ибн Ма’ин обвинял его во лжи”. Ад-Даракъутни в “аль-Афрад” сказал: “Он был единственным, кто передал этот хадис”. (Другой передатчик) Му’ан ибн Рифа’а слабый в хадисах. Абу Ну’айм передал (этот хадис) в “Ахбару Асбахан” (2/208) по пути Бакъиййи ибн аль-Валида, передавшего от ‘Утбы ибн Абу Хакима, передавшего от Арта ибн аль-Мунзира, передавшего от Абу ‘Ауна аль-Ансари, сообщившего со слов Самуры ибн Джундуба, как восходящий хадис к пророку.

Я (аль-Албани) говорю: Этот иснад слабый и в нем есть некоторые недостатки:

Первый – разрыв между Абу ‘Ауном аль-Ансари и Самурой ибн Джундубом, ибо, поистине, от этого Абу ‘Ауна не упоминается о каком-то риваяте от сподвижников, а наоборот, Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Он передавал от ‘Усмана отосланные хадисы”.

Второй – неизвестность положения этого Абу ‘Ауна, ибо не называл его надежным никто, кроме Ибн Хиббана, а хафиз (Ибн Хаджар) в “ат-Такъриб” сказал: “Приемлемый/макъбуль/”, то есть в том случае, когда его хадисы подтверждаются другими надежными передатчиками, в противном же случае его хадисы считаются слабыми.

Третий – слабость ‘Утбы ибн Абу Хакима. Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: “Правдивый, много ошибался”.

Четвертый – ‘ан ‘ан Бакъиййи, ибо он был мудаллисом».

«Савадуль-а’зам» – Великая община. Исхакъ ибн Рахавейх сказал: «Если ты спросишь у джахилей (невежественных людей) о Великой общине (савадуль-а’зам), они скажут: “Это джама’а людей (т. е. община, сборище обычных людей)” А они не знают, что джама’а это – ‘алим (ученый), который следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и те, кто с ним, тот и в джама’а, а тот, кто противиться ему, тот и оставил джама’а». См. «Хильятуль-аулия» 9/239.
Имам аш-Шатыби сказал: «Ученые – это и есть Великая община (савадуль-а’зам), не смотря на их малочисленность». См. «аль-И’тисам» 2/776.
Имам аш-Шатыби также сказал: «Те, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, не смотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание глупцов, а не ученых!» См. «аль-И’тисам» 2/267.
Ибн аль-Къаййим сказал: «Поистине, и иджма’ и худжа (довод) и савадуль-а’зам (Великая община) – это ‘алим, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» 3/397.

Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 6

ХАДИСЫ №№ 2701-2800

2773 — (اسم الله الأعظم في ست آيات في آخر سورة الحشر) .

قال الألبانى في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 6/291: ضعيف

2773 — «Величайшее имя Аллаха содержится в последних шести аятах суры аль-Хашр».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/291) сказал:

— Слабый (хадис). Его передали аль-Вахиди в своём тафсире (4/138/2) и ад-Дайлями (1/1/173) от Яхйи ибн Са’лябы … от Ибн ‘Аббаса, как восходящий к пророку.

Я (аль-Албани) говорю:

— Яхйю ибн Са’ляба назвал слабым ад-Даракъутни.
______________________________________

См. также «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 853.

2800 — (اطلعت في الجنة فرأيت أكثر أهلها الفقراء ، واطلعت في النار فرأيت أكثر أهلها الأغنياء والنساء) .

قال الألبانى في » السلسلة الضعيفة والموضوعة 6/315: ضعيف

2800 — «Я заглянул в рай и увидел, что большинство из его обитателей − бедняки, и я заглянул в ад и увидел, что большинство из его обитателей − богачи и женщины” ».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/315) сказал:

— Слабый (хадис). Его передали Ахмад и его сын ‘Абдуллах в «Заваид аль-Муснад» (2/173) и оба по пути Шарийка от Ибн Исхакъа, передавшего от Саиба ибн Малика, передавшего, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал …», и он привёл этот хадис.

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад слабый по причине Шарийка, а он — Ибн ‘Абдуллах аль-Къады — у которого была плохая память. Абу Исхакъ — это ас-Саби’ий — путавшийся в хадисах мудаллис и передал его в форме ‘ан ‘ан. Аль-Мунзири (4/85) признал его иснад хорошим и ошибся в этом.

Да, хадис достоверный, но без слов «богачи», так как он подтверждается без этой добавки от группы сподвижников, в числе которых ‘Имран ибн Хусайн у аль-Бухари (9/245), Ахмада (4/429, 443), ат-Тирмизи (3/349 — Тухфа), который сказал: «Хороший достоверный хадис»…. Подробнее см. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/315-316).

_________________________________

Шу’айб аль-Арнаут в примечаниях к «Муснаду» имама Ахмада сказал: «Достоверный хадис без слова “богачи”, так как оно не передаётся в хадисах, свидетельствующих в пользу этого и подкрепляющих его».

Этот же хадис без слова «богачи», передали Ахмад 1/234, 359, Муслим 2737 и ат-Тирмизи 2602 со слов Ибн ‘Аббаса. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1030.

Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 6

Хадисы №№ 2601-2700

2601 — (إذا راح منا سبعون رجلا إلى الجمعة ، كانوا كسبعين موسى الذين وفدوا إلى ربهم ؛ أو أفضل) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 6/109: موضوع

2601 — «Если семьдесят (человек) из нашего числа отправятся на пятничную молитву, то они будут подобны или лучше тех семидесяти (последователей) Мусы, которые отправились с делегацией к своему Господу».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (6/109) сказал:

— Выдуманный (хадис). Его приводит ат-Табарани в «аль-Аусат» (1/51) от Ахмада ибн Бакра аль-Балиси: рассказал нам Халид ибн Язид аль-Къасри от Ваиля ибн Дауда, передавшего от аль-Хасана, передавшего от Анаса, который сказал «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: …», и он привёл этот хадис. Затем он (ат-Табарани) сказал: «Никто не передаёт его от Ваиля, кроме Ахмада и единственным, кто его передавал, был Ахмад».

Я (аль-Албани) говорю:

— Аль-Азди сказал: «Он выдумывал хадисы». По этой причине назвал его слабым аль-Хайсами в «аль-Маджма’» (2/176).

(Передатчик) аль-Къасри является слабым, а аль-Хасан — он аль-Басри — мудаллис, и он передал его в форме «‘ан ‘ан».

2631 — (إذا طَنَّتْ أُذُنُ أَحَدِكم فلْيَذْكُرْنِي ولْيُصَلِّ عَلَيَّ ولْيَقُلْ : ذَكَرَ اللهُ مَن ذَكَرَني بخيرٍ) .

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 6/137: موضوع

رواه الروياني في » مسنده » (25/141/2) ، والبزار (3125) : أخبرنا أبو الخطاب : أخبرنا معمر بن محمد : أخبرني أبي عن جدي عن أبي رافع مرفوعا . ورواه الطبراني في » الصغير » (ص 229 — هندية) و » الأوسط » (9222) ، والشجري في » الأمالي » (1/129) من طريق أخرى عن معمر به .

قلت : وهذا سند ضعيف جدا ؛ وفيه علتان :

الأولى : محمد هذا — وهو ابن عبيد الله بن أبي رافع — وهو ضعيف جدا .

الثانية : ابنه معمر ؛ وهو أيضا ضعيف جدا ، قال البخاري : » منكر الحديث » .

2631 — Вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Рафи’, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если у кого-нибудь из вас зазвенит в ухе, пусть вспомнит обо мне, призовёт на меня благословение и скажет: “Да помянет Аллах добром того, кто вспомнил обо мне”». Этот хадис приводят ар-Рувйани в своём «Муснаде» (25/141/2) аль-Баззар (3125), ат-Табарани в «ас-Сагъир» (стр. 229 — индийское издание) и в «аль-Аусат» (9222), аш-Шаджари в «аль-Амали» 1/129), Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 166.

Шейх аль-Албани назвал иснад очень слабым, а хадис — выдуманным. В его иснаде есть два недостатка. Первый — Мухаммад ибн ‘Убайдуллах ибн Абу Рафи’, который является очень слабым передатчиком. Второй — его сын Ма’мар, который также является очень слабым слабым. Аль-Бухари сказал о нём: «Его хадисы отвергаемые». Ибн аль-Къаййим в «аль-Манар» (стр. 25) сказал: «Все хадисы о звоне в ушах являются ложью!» См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6/137, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 586, «аль-Калим ат-таййиб» 235.

Шейх, имам, мухаддис, Мухаммад Насиру-д-дин аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах!

سلسلة الأحاديث الضعيفة والموضوعة

“Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа валь-мауду’а ва асаруха ас-саййиъ филь-Умма”

«Серия слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину».

Том 6

ХАДИСЫ №№ 2501-2600

2501 — (إذا توضأت وأنا جنب أكلت وشربت ، ولا أصلي ولا أقرأ حتى أغتسل) .

________________________________________________

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة والموضوعة » 6/7: ضعيف

2501 — «Если я совершал омовение, будучи в половом осквернении, я ел и пил, но я не совершаю молитву и не читаю (Коран), пока не искупаюсь».

Шейх аль-Албани «ас-Сильсиля ад-да’ифа ва-ль-мауду’а» (6/7) сказал:

— Слабый (хадис). Его передали Абу ‘Убайд в «Фадаиль аль-Къуран» (2/45), ад-Даракъутни (437) и аль-Байхакъи (1/89) от Ибн Лахи’а, передавшего от ‘Абдуллы ибн Сулеймана, передавшего от Са’лябы ибн Абуль-Кануда, передавшего от ‘Абдуллы ибн Малика аль-Гъафикъи о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ‘Умару ибн аль-Хаттабу … и он привёл этот хадис. Аль-Байхакъи сказал: «Также его передал аль-Вакъиди от ‘Абдуллы ибн Сулеймана таким образом».

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад является слабым. ‘Абдуллах ибн Сулейман — очевидно, что это Абу Хамза аль-Мисри, которого не называл надёжным никто, помимо Ибн Хиббана (2/156). Аль-Баззар сказал: «Он рассказывал хадисы, которые не подкрепляются надёжными передатчиками». А Са’лябу ибн Абуль-Кануда также назвал надёжным Ибн Хиббан (1/8), а также его биографию привёл Ибн Абу Хатим (1/1/463), но ничего не сказал о его отводе или приемлемости. Это и есть недостаток данного хадиса.

Что касается Шамсуль-Хаккъа аль-Абади, то он назвал его слабым словами: «Я говорю: Ибн Лахи’а — слабый, а аль-Вакъиди — матрук».

И он (этим) не сделал ничего, так как, даже если у Ибн Лахи’и была плохая память, то его хадисы достоверные, когда от него передаёт один из ‘Абдуллахов, и это так в данном случае. И из числа передатчиков от него — ‘Абдуллах ибн Вахб у аль-Байхакъи, и поэтому обвинение с него снимается, а аль-Вакъиди не был единственным, кто его передал, как об этом было сказано ранее.

Абу ‘Убайд передал от ‘Умара о том, что он порицал чтение чего-либо из Корана в состоянии полового осквернения. Его иснад достоверный!

По пути ‘Амира ибн ас-Самта передаётся, что Абуль-Гъариф сказал: «Спросили у ‘Али: “Может ли читать (Коран) тот, кто в состоянии полового осквернения/джунуб/?” И он ответил: “Нет! И даже одной буквы!”» В этом иснаде есть слабость по причине Абуль-Гъарифа. См. «Да’иф Аби Дауд» (32).

В сообщении от ‘Умара есть достаточность и мы видим, что он порицал чтение Корана тем, кто находится в состоянии полового осквернения. Это поддерживает порицание пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ответа на салям, будучи без омовения/вудуъ/, что не является ни для кого секретом. Что касается запретности чтения Корана (джунубом), то на это нет довода.

Похожие публикации