Что выбрать вшэ мгу или мгимо. Как поступить на бюджет в мгимо, мгу, вшэ: совет от выпускника абитуриентам. Сын Медведева поступил на юрфак МГУ без экзаменов

Автор поста сам 5 лет назад поступил на бюджет во все 3 вышеперечисленных вуза (и в итоге выбрал один), поэтому сейчас со знанием дела делится своими соображениями по поводу того, как нужно готовиться к поступлению в самые престижные учебные заведения страны.

Для удобства разобьем эти мысли на 6 важных пунктов.

Пункт 1. Выбор вуза.

В первую очередь нужно понимать, что поступление в престижный вуз в России не дает вам никаких гарантий счастливой жизни, успешной карьеры итд. Более того, в некоторых случаях это может стать проблемой, потому что далеко не все работодатели любят сильно умных, амбициозных и инициативных молодых специалистов.

Во-вторых, забудьте про условную «престижность» и «бренд» того же МГУ или МГИМО. Поразмышляйте о том, что конкретно может вам дать тот или иной вуз.

Подумайте над следующими пунктам:

  1. Тусовка.

Пообщайтесь со студентами и выпускниками, почитайте «Подслушано» того или иного вуза, проанализируйте, что обсуждают студенты и что их волнует. Посмотрите, есть ли у вуза бизнес клубы, бизнес-инкубаторы, команда КВН и др. Подумайте о том, будет ли вам приятно учиться здесь в плане общения, поддерживает ли вуз инициативы, которые интересны вам итд.

  1. Программы обучения.

Зайдите на вебсайт вуза и, насколько это возможно, изучите, чему вам придется учиться в ближайшее 4-5 лет, включая перечень предметов, экзамены, зачеты, расписание, нагрузку, во сколько начинаются занятия итд. Подумайте, потяните ли вы это и нужно ли вам это вообще.

  1. Связи и сотрудничество с зарубежными вузами.

Нужно узнать про все связи вуза – работодатели, зарубежные партнеры, стажировки, сотрудничество с государственными органами, получение двойных дипломов, ярмарки вакансий итд. Чем шире выбор – тем больше возможностей для вас.

  1. Внутренние ресурсы вуза.

Библиотека, тренажерный зал, бассейн, расположение корпусов, общежития итд. Будет достаточно сложно учиться, если вы заранее не подумайте, как комфортно организовать свое проживание.

Пункт 2. Одного ЕГЭ недостаточно.

Понятно, что в такие вузы как Вышка, МГИМО, МГУ, Бауманка, СПбГУ поступают лучшие из лучших, самые умные с наибольшим количеством баллов ЕГЭ. Это ни для кого не секрет.

Проблема еще в том, что в ЕГЭ используется (или по крайней мере использовалась) своеобразная шкала оценки, и если вы перенервничали и допустили пару ошибок, то для вас это может стоить очень дорого, т.е. условно вместо 98 баллов, вы получаете на выходе всего 85.

При этом нужно выучить на «отлично» не один, а 3 предмета, что тоже далеко не просто.

Что делать ?

Нужно участвовать в олимпиадах городского, областного, всероссийского уровня и олимпиадах, которые проводит сам вуз. Это must have, если вы себя хотите как-то обезопасить от возможного провала на ЕГЭ и заранее получить 100 баллов за нужный вам предмет. Олимпиад масса, у каждого вуза свои условия и льготы, поэтому нужно активно мониторить веб-сайты вузов и следить за новостями.

Самый «простой» способ – это стать призером/победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и поступить в любой вуз по профилю вообще без экзаменов (как в свое время и вышло у автора этого поста).

Этот способ можно условно назвать «простым», потому что вместо 3 предметов, вам нужно ботанить только один, но ботанить его придется долго, упорно и усердно.

Начинать готовиться нужно минимум с 10 класса, а лучше с 9-го, при этом готовиться придется практически каждый день и больше всего в каникулы. Но усердие так или иначе окупится.

Сейчас все социальные сети – это тайм-киллеры и ярмарки тщеславия, где каждому хочется похвастаться, где он был, что ел, с кем тусовался итд. Люди зависают по 3-5 часов, чтобы подсмотреть за чужой жизнью, посмотреть веселые картинки и прочитать информацию, которая им не нужна.

В связи с этим вот какой совет – удаляйтесь из тех соц сетей, которые не несут какой-либо полезной составляющей. Это в первую очередь относится к Instagram и Foursquare. Если не можете пересилить себя, тогда хотя бы удалите не аккаунт, а просто приложение с телефона.

Оставьте только те социальные сети, где вы можете прочитать какую-либо полезную информацию. В Вконтакте отпишитесь от пабликов типа «Орленок», «Веселый студент» итд. Не засоряйте свой мозг, сконцентрируйтесь только на сфере своих интересов.

Пункт 4. Про репетиторов.

Куда бы вы ни поступали, имеет смысл нанимать репетиторов только по 2 предметам: математике и русскому. Во-первых, чтобы гарантировано получить аттестат (а то мало ли, всякое случается). Во-вторых, потому что, так или иначе, при поступлении на большинство специальностей все равно понадобится сдавать либо русский, либо математику.

В остальных случаях вам понадобится только библиотека, интернет и самодисциплина.

Нет смысла нанимать репетитора по физике, если вы сами не можете решить часть С в ЕГЭ. Лучше пересмотрите свои взгляды и поступайте туда, где физика не нужна, ибо потом вы ее все равно не потяните.

Нет смысла нанимать репетитора по английскому языку. В интернете полно ресурсов, где есть вся грамматика, учебники и словари, нужна только самодисциплина и желание.

В институте никто вам не будет разжевывать материал, так что учитесь сами во всем разбираться со школьной скамьи.

Вообще ЕГЭ – это не про мозги. Вам просто нужно «набить руку», решить в районе 100 пробных тестов и все. То, что вы решили, так или иначе отложится в памяти и вспомнится на экзамене.

Пункт 5. Про личную жизнь.

Забудьте о ней в 11 классе.

Хотя кто-то, конечно, умудряется сочетать тусовки с друзьями и активную учебу.

Но лучше все-таки сконцентрироваться на подготовке к поступлению. Тусоваться будете, когда поступите и до первой сессии.

Пункт 6. Если вы не поступили.

Поступайте заочно и идите работать.

Обучение в «престижном» вузе подразумевает, что вы будете круглыми сутками учиться. На выходе у вас будет клевый диплом, но без опыта работы вы будете не нужны работодателю.

Учась заочно и работая, вы будете видеть текущее положение на рынке труда, и понимать, какие навыки и знания сейчас востребованы.

Сейчас 2014 год, в стране кризис, и условия принятия на работу становятся все жестче.

Специально для тех, кто думает, куда подавать документы после школы, The Вышка разбирает, где лучше всего изучать юриспруденцию. Мы собрали истории пятерых выпускников юридического факультета из топовых российских вузов — ВШЭ (Москва и Санкт-Петербург), МГУ, МГИМО и СПБГУ — о том, какие есть плюсы и минусы на их факультете, а главное — на что смотрят при приеме на работу

НИУ ВШЭ СПб

Владислав Салита

Придя работать в какую-нибудь серьезную организацию, ты быстро начинаешь понимать, что тебя в университете ничему не учили. И с ужасом начинаешь размышлять об одном: то ли ты пять лет ничего не делал и поэтому ничего не знаешь, то ли вуз у тебя был не слишком хороший. Но как это ни странно звучит, главное — всю эту ситуацию воспринимать как благоприятную.

Сначала я думал, что мне из всего, что я вынес с юрфака, ничего, кроме процессуальных справочников (АПК, ГПК, УПК), не понадобится. Но как бы не так

Все юридические дисциплины по совокупности формулируют правовой образ мышления, и уже таким образом ты можешь формировать правильные выводы из ситуаций. В юриспруденции очень важно обладать хорошим аналитическим складом ума. И если у вас есть такие способности, то, сопоставив факты, вы научитесь во всем быстро разбираться. Я не могу сказать, что есть неважные или особо важные дисциплины, я бы делил их на полезные и интересные. Как минимум ты получишь опыт общения с преподавателем и будешь иметь хоть малейшее представление о том, что такое «паспорт сделки», например.

Моя первая серьезная работа была совсем не по профилю, продавцом-консультантом в «Lacoste» на третьем курсе. Потом я до самого конца обучения работал администратором в бутике по ремонту современных гаджетов. А сразу как закончил ВШЭ, устроился работать юристом в одну известную юридическую компанию, она же — крупнейший центр лицензирования в СПб. Работа быстро учит и постоянно держит в тонусе (в хорошем смысле этого слова). Работой очень доволен по нескольким причинам: стабильно, интересно и главное — большое разнообразие видов деятельности, в которых есть возможность применить не только знания, полученные на юрфаке, но и жизненные навыки, так называемый опыт. Увлекает меня это всё, честное слово. Даже ночью иногда просыпаюсь, произношу: «Придумал!», — и начинаю писать шефу в WhatsApp пришедшие идеи.

Работа юриста учит быть очень мобильным. И самое главное приобретение — это умение подстраиваться под любые обстоятельства, если, конечно же, нет возможности обстоятельства подстроить под себя

Про доход говорить ничего не стану, скажу лишь только то, что центр удовольствия все время раскручивается вокруг своей оси и твои потребности, дорогой выпускник, будут все расти и расти.

Те работодатели, с которыми приходилось общаться мне, не смотрели на диплом. Не смотрели даже на оценки в дипломе. Смотрели лишь на его цвет и спрашивали: «А почему не СПбГУ?». Сегодня хороший вуз — это хорошо разрекламированный вуз. Это как город Женева в Швейцарии. Делать там нечего, скучный провинциальный европейский городок, но считается, что жить там престижно. В образовании самое важное - это самообразование (простите за каламбур). Не важны талант, гениальность, оценки, статус вуза. Мы живем в век высоких технологий, где получить любую информацию можно за считанные мгновения. А означает это, что линия старта у всех примерно одинаковая. Гениальность — это 99% труда и лишь один процент везения.

НИУ ВШЭ Москва

Антон Фридман


Мое обучение в НИУ ВШЭ я охарактеризовал бы как достаточно сложный и в то же время весьма интересный процесс. Конечно, к минусам обучения можно отнести большую загруженность, однако вероятно, что иначе в одном из топовых университетов России быть не может. К серьезным недостаткам обучения я бы, пожалуй, отнес лишь 4 сессии в год и малый промежуток времени для подготовки к экзаменам. За время обучения еще был ряд дисциплин, которые мне, возможно, не слишком сильно пригодятся, однако подготовка именно к этим экзаменам порой забирала больше времени и энергии, чем подготовка к предметам, которые мне действительно были интересны и были связаны с моей предстоящей и интересной для меня работой. Все обучение в НИУ ВШЭ строится на изучении теории, практика почти отсутствует.

Не могу сказать, что это кардинальный минус обучения, потому что, зная теорию, практику достаточно быстро и легко осваиваешь

За время обучения я проходил практику в Мосгорсуде, в органах прокуратуры, в адвокатском бюро в городе Омске, стажировался в адвокатском бюро «Линия Права», успел поработать в стратегическом консалтинге юристом. Сейчас работаю в Центральном банке Российской Федерации. Достаточно много знаний, полученных мной во время обучения в НИУ ВШЭ, мне уже пригодились и оказались весьма полезными. В то же время, должен сказать, что те отрасли права, с которыми в основном связана моя работа я изучил фактически сам. Так, например, работа в Адвокатском бюро «Линия Права» и юристом в стратегическом консалтинге требовала достаточно глубоких знаний корпоративного права. Так что я знал корпоративные права до того, как нам начали преподавать этот курс в университете.

Конечно, при первом трудоустройстве работодатель уделяет высшему учебному заведению, в котором учился или учится кандидат на вакантную должность. В то же время я думаю, что больше всего внимания работодатель уделяет самому человеку: его знаниям, способностям, желанию работать и умению произвести впечатление. Откровенно говоря, мне кажется, что умение произвести впечатление и расположить к себе человека, осуществляющего отбор, является одним из ключевых моментов: я почти уверен, что большинство людей, работающих в отделе кадров и устраивающие отбор людей, являются некомпетентными сотрудниками.

МГУ

Евгений Орешин

Помимо многолетних традиций и сильного преподавательского состава, в МГУ интересная и сложная учебная программа. Особое внимание уделяется историческому компоненту в юридическом образовании, углубленному изучению теории каждой отрасли права.

Сложно сказать о минусах любимой альма-матер. Как правило, к минусам относят отсутствие сильной языковой подготовки студентов: курс иностранного языка рассчитан на два года по три раза в неделю. При этом я знаю много однокурсников, которые изучали иностранный язык параллельно с обучением на юридическом факультете и проблем из-за этого не испытывали.

На мой взгляд, обучение в МГУ безусловно дает преимущества при трудоустройстве. Несмотря на то, что юристов на рынке труда много, квалифицированные специалисты всё ещё требуются. Первый раз я вышел на работу в конце третьего курса, но, проработав полгода, уволился, так как необходимо было больше времени уделять учёбе. На пятом курсе я снова вышел на работу. Тогда я был принят на работу помощником адвоката и с тех пор решил связать свою жизнь с адвокатурой. На время обучения в аспирантуре я приостановил практическую деятельность, но в последнее время возобновил её, снова уйдя в адвокатуру.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что сегодня особенно востребованы юристы в области корпоративного права. Большинство вопросов, с которыми я сталкиваюсь по работе, относятся к этой части гражданского права.

Кроме этого, встречается много дел, связанных с налогообложением. Это один из наиболее востребованных видов юридической помощи сегодня

Еще в работе очень полезны междисциплинарные знания: по бухгалтерии, аудиту, психологии, риторике. Если бы я был сейчас студентом юридического факультета МГУ, мне бы хотелось более углубленно изучать налоговое право.

МГИМО

Константин Буренин

В МГИМО много языков, много права зарубежных государств, национальное же право России представляет собой лишь ознакомительный курс. К примеру, из моих общих 4400 часов на бакалавриате французский язык занял 1900 часов, английский – около 500.

Если к этому добавить 250 часов латыни, то на языки ушло более половины от всего времени, проведённого в университете. Если вы хотите заниматься правом Российской Федерации, то вам явно не в МГИМО

Если же Вас прельщает работа в сфере международного права (как частного, так и публичного), а также вы хотите поддерживать свой уровень языка, то тогда стоит задуматься о поступлении именно в этот вуз.

Всё время обучения в МГИМО я занимался педагогической деятельностью: готовил школьников к Всероссийской олимпиаде по праву, в которой сам когда-то участвовал. Не сказать, чтобы купил себе яхту, но на жизнь хватало, не жаловался. К тому же, было удобно совмещать это с учёбой, да и занятие было по душе. После окончания МГИМО работаю в юридическом департаменте одной крупной российской промышленной группы, занимаюсь договорным правом (в основном – договоры с иностранными контрагентами).

При приёме на работу вуз, который вы оканчивали, никакого значения не имеет.

Все корочки давно дискредитировали себя: ни для кого не секрет, что красный диплом можно получить, просидев 4 года на кафедре в должности «принеси-подай» или играя в КВН. А можно учиться в университете с малоизвестным названием, получить «синий» диплом и быть замечательным специалистом в своём деле

При устройстве на работу всё всегда решается непосредственно на собеседовании. Чаще всего задают вопросы из сферы гражданского права и гражданского процесса, но бывают работодатели, которых интересует ваши знания ИНКОТЕРМС и Устава железнодорожного транспорта. Поэтому не учите механически материал для зачёта или экзамена, разбирайте всё качественно и сразу, пытайтесь выстроить хорошую систему юридических знаний в своей голове. Иначе процесс получения вами высшего образования превратится всего лишь в сизифов труд.

СПбГУ

Дмитрий Дубовских

Кажется, будто с момента выпуска из бакалавриата прошла вечность. В целом, сейчас я могу сказать, что учиться мне нравилось. И ЮФ СПбГУ во всех отношениях мои ожидания оправдал. Конечно, трудно говорить о какой-то вменяемой практике в первые четыре года — тут нужно моих товарищей спрашивать, кто параллельно подрабатывал. Я этого не делал. Если из-за чего мог жалеть, так это из-за отсутствия опыта работы при первом поиске работы. Этот фактор может быть существенным, и теоретическая возможность обеспечить себя практикой на факультете есть. Предметов хватало, иногда даже с лихвой (с необходимостью изучения пары-тройки дисциплин я так и не смирился, наверное). Пожалуй, разве что в магистратуре курс несколько растянут, при желании его можно освоить за год. Но, опять же, зато в отличие от многих других юрфаков в России есть реальная возможность отрабатывать по четырехдневке, совмещая с учебой.

Екатерина, выпускница журфака МГУ:

- Ходит множество мифов о том, что престижные вузы - это царство пафоса. Так ли это?
Нет, это абсолютно не так. Пафос - лишь одна грань, но мой факультет (журфак) - скорее не царство пафоса, а царство творчества. Что касается внешнего вида, все намного больше обращали внимание не на дорогие вещи, а на какие-нибудь креативные авторские. В цене все оригинальное, креативное, необычное. Выдумка - ценнее денег. Но может это специфика журфака...

- А какой факультет считался самым пафосным?
Самым пафосным как раз и считался журфак. Журфак выделяется своим местоположением - напротив Красной Площади (а не на Воробьевых горах).

-На твоей памяти случались взятки?
Мне кажется, на журфаке преподают очень принципиальные педагоги. Для многих - дело чести, чтобы ты прочитал то или иное произведение. Я никак не могла прочитать "Братьев Карамазовых" и ходила на перезачет несколько раз. Мне запомнилась фраза педагога: "С моей стороны будет предательство по отношению к Достоевскому, если я поставлю вам зачет. А его очень уважаю и не могу на это пойти". Пришлось прочесть-таки!

- А откуда тогда берутся мифы о понтующихся девицах?
Наверное, дело в том, что журналистика как профессия располагает к этому. Наш факультет называли "факультетом ненужных вещей" из-за того, что считалось, что он не учит ничему конкретному, а учит всему по чуть-чуть. Возможно, это и так: факультет как бы предоставляет тебе самому выбор: во что углубиться. Я знаю ребят, которые бросили факультет на втором-третьем курсе и добились в профессии больше тех, кто закончил. Такую ситуацию трудно представить, например, на математических или экономических факультетах.

- Какие бренды ты носила на первом курсе?
- У меня самый разный разброс брендов был: в основном, Zara, Benetton, Guess, Mexx, Motivi. Но было несколько крутых вещей - Givenchy, Kenzo

Анна, выпускница МГИМО, факультет международных отношений


- Ты очень просто общаешься. Я ожидала, что в заведении такого уровня учатся девушки с большими связями и поэтому тон будет пафосным.
О, это миф! В МГИМО полно умных, хороших и талантливых людей! Хотя и на пафосе - целая каста, да. Они зачастую принимают людей только своего круга. Есть и безумно приятные обеспеченные парни и девушки, готовые общаться и помогать. Правда, это скорее исключение. В основном они ходят кучками и абсолютно закрыты. Приезжают на дорогих машинах, с охранниками.

- Что они носят из одежды?
На девушках только дорогие бренды - сумкаCeline, CHANEL, реже, Louis Vuitton
очки Dior , куртка Balenciaga , туфли Prada или Christian Louboutin, и вперед покорять мир вместо пар.

- А в чем приходит большинство студенток?
Студентки со средними возможностями одеты проще. Это марки Zara, Top shop. Иногда пытаются купить копию сумки бренда, чтобы приблизится к элите, что ошибочно, на мой взгляд.
- Что у вас там со взятками?
В процессе обучения я сталкивалась с ними, конечно, но буквально один раз. В основном, на три всегда можно было сдать. Правда, много людей отчислили с кафедры из-за английского.
- У вас учились люди и маленьких городов?
Да! Были студенты из Иркутска, из Пензы…

Такие вот непафосные совсем девчонки! Хотя возможности у них - ого-го!

первое фото: фотограф Юлия Настенкова

Всего был опрошен 151 студент журфака МГУ, 84 студента Высшей школы экономики и 35 студентов МГИМО примерно в равном количестве со всех курсов. Варианты ответов студентам не предлагались. Кандидаты выбирались случайным образом. На все вопросы не смог ответить ни один студент, 15 человек не смогли ответить вообще ни на один вопрос.

На вопрос «Сколько планет в Солнечной системе?» только 12% студентов журфака МГУ смогли назвать верное количество и перечислить планеты в правильном порядке, в ВШЭ таких было вдвое меньше. Среди ответов журфака МГУ число планет колебалось от 4 до 20, в ВШЭ — от 7 до 25. Самые популярные ответы — 7, 9, 11-12. Какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская? 46% студентов-журналистов МГУ и ВШЭ не смогли ответить, какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская. Чаще всего студенты предполагали, что Февральская революция — это события 1905-1907 годов, а в 1917 году революции с таким названием не было вообще.

Уверенно сказать, куда впадает Волга, смогли менее 60% студентов-журналистов. Студенты перебрали варианты от Азовского и Черного до Северного и Балтийского морей, в ВШЭ предположили, что Волга впадает в Байкал, Оку, Тихий океан, а МГУ — в Москву-реку, Енисей, Обь. Некоторые студенты решили, что «Волга не впадает никуда».

Около половины студентов-журналистов обоих вузов не смогли вспомнить год, в котором Москва впервые упоминается в летописях, несмотря на то, что этот год принято считать годом основания Москвы. Варианты ВШЭ колебались в промежутке между «200 какой-то» и «1600 какой-то». Журфак МГУ был конкретнее в датах, ответы приходились на промежуток 283-1487 годы.

Около 60% студентов журфака МГУ и почти половина журналистов из Вышки и МГИМО не смогли вспомнить, какая настоящая фамилия Сталина, называя варианты вроде Гагашвили, Джудашвили, Журашвили, Беришвили, «Что-то-там-швили», «какая-то грузинская, армянская фамилия», а также Кикабидзе, Чехардзан, Цехардзан, Ульянов и даже Бронштейн.

Студентов мы просили вспомнить, кому из русских писателей присуждалась Нобелевская премия и сколько их было. Менее 5% журналистов в МГУ и ВШЭ смогли перечислить имена всех лауреатов и назвать их число. В МГИМО почти каждый второй справился с вопросом. Каждый четвертый студент журфака МГУ «присудил премию» Владимиру Набокову. В лауреаты студенты записали Пушкина, Достоевского, Толстого, Блока, Горького, Платонова, Быкова и Булгакова.

Только один из пяти студентов-журналистов ответил правильно на вопрос, кто написал сказку «Щелкунчик». Чаще всего сказку приписывали Перро, Андерсену, братьям Гримм и Чайковскому. Помимо этого студенты называли фамилии Экзюпери, Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Гафта и даже Гайдара («тот же, кто написал «Тимура и его команду»).

Имя генсекретаря НАТО практически никому не оказалось известным: в МГУ из 151 человека его знали только 4, в МГИМО его назвали 2 из 35 студентов, а в ВШЭ — никто из 84. Зато Пан Ги Мун как глава ООН оказался знаком 60% респондентов в МГИМО, 30% — в МГУ и 18% — в ВШЭ, где один студент сказал, что Пан Ги Мун возглавляет обе организации.

Существует легенда, что Альфред Нобель, изобретший такие взрывчатые вещества, как баллистит, кордит, гремучий студень и динамит, после ошибочной публикации некролога (Альфреда Нобеля перепутали с его братом), в котором его назвали «торговцем взрывчатой смертью», решил запомниться потомкам чем-нибудь более приятным. У него это получилось: только один из пяти студентов-журналистов в МГУ и ВШЭ вспомнил, что Нобель изобрел динамит. Чаще всего в ВШЭ называли слово «премия», хотя вопрос звучал так: «Что изобрел Альфред Нобель?» На журфаке МГУ самым популярным ответом был «нефть». Самые нелепые ответы, которые давали студенты, — «нефть», «эбонитовую палочку», «электричество» и «водородную бомбу».

На вопрос, кто был мэром Москвы до Юрия Лужкова, около 94% студентов журфака ВШЭ и МГУ не смогли правильно ответить. В МГИМО — один человек из 35 опрошенных. Самые частые отговорки были такие: «я не из Москвы», «я живу здесь недавно», «я еще не родился (ась)». Студенты ВШЭ предположили, что это был Черномырдин, Быков, Яковлев и Березовский. В МГУ — Собянин, Брежнев, Чубайс, Киселев, Зюбов (по всей видимости, это искаженная фамилия Зюганова). Также были варианты: «до Лужкова был Лужков» и «мэра не было, потому что была царская Россия».

Следующий вопрос — «Какое событие стало одним из поводом для начала второй чеченской войны?». Как известно, вторая чеченская война официально была «контртеррористической операцией» и началась после вторжения боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан, а также после взрыва жилых домов. Студентов мы просили назвать хотя бы одно событие, которое стало поводом к войне. В МГУ с этим справились 7%, а в ВШЭ — 2,5%. Чаще всего среди причин конфликта называли перестройку, Березовского, противостояние СССР и США и «там был Нагорный Карабах».

Самый простой вопрос — «В каком году и чьим указом основан МГУ?» — мы задали только журналистам, учащимся в данном вузе, однако лишь 14% студентов смогли ответить на этот вопрос полностью, правильно назвав и год, и имя автора указа. При этом в ответах никак не соотносились между собой год и император: человек мог одновременно назвать Александра I и 1367 год. Разброс дат был от «1230 какой-то» до «1800 какой-то», а авторство указа приписывали Петру I, Екатерине I и Екатерине II, Ломоносову, Шувалову, Александру I, Николаю I и даже Сталину.

Между ЕГЭ в школе и моментом, когда становишься всемирно известным журналистом, существует один из самых значимых этапов – обучение в университете по соответствующему профилю. Журналистика в нашей стране считается творческой специальностью, поэтому для поступления в большинство вузов требуется сдать дополнительный экзамен.

По традиции самыми популярными вариантами для выбора университета являются те, которые у всех на слуху – МГУ, МГИМО, ВШЭ и так далее. В МГИМО журналистика тесно переплетена с дипломатией и коммуникациями – один из немногих по Москве профиль «международная журналистика», МГУ придерживается классического подхода к профессии и поощряет желание студентов практиковаться вне учёбы – даёт возможность совмещать обучение и работу, Высшая школа экономики, наоборот, позиционирует максимально современную журналистику.

Из этих трёх университетов первым дополнительное вступительное испытание проводит всегда МГИМО – в первых числах июня. Сперва всех собирают у нового корпуса, некоторые абитуриенты жмутся в кучку, другие – держатся особняком, пытаются надышаться перед смертью, повторяя фамилии главных редакторов, в последний раз пролистывая новостную ленту. Говорят, что, чтобы сдать на высокий балл здесь, нужно знать всё. Это не совсем так, нужно знать немного, но обо всём.

Девочка Лиза, стоящая прямо перед входом, очень громко похвасталась в ответ собеседнице, что у неё на ЕГЭ по литературе 100 баллов, и продолжила перечислять свои заслуги – вернувшись потом домой, я посмотрела по спискам: ни у одной Лизы по литературе 100 баллов не было. В этом, пожалуй, состоит самый главный пункт при поступлении: не нужно поддаваться на провокации, зазря принижать себя или чувствовать себя хуже кого-то другого. Много у кого при поступлении есть ещё и публикации. А у тебя, допустим, нет, и ты стоишь, со страхом глядя на девочку со стопкой своих статей в руках. Во-первых, даже тексты в «Российской газете» или сюжеты на «Первом» (что вряд ли) не дают абсолютно никаких гарантий: важно помнить, что в любом издании есть редакторы, которые правят недочёты перед публикацией материала, а на экзамене никто не поможет. Во-вторых, за публикации не добавляют баллов, разве что экзаменаторы у себя в голове поставят тебе плюсик – мол, молодец, уже есть, что показать, — но ничего более.

Какие темы эссе на творческом конкурсе в МГИМО?

Намного важнее всего этого написать хорошее эссе, которое даёт максимум 70 баллов от всего экзамена. Кто-то, у кого счастливая рука, выбирает конверт, в котором запечатано несколько тем; Ярослав Львович Скворцов, декан факультета международной журналистики, на консультации рассказывал, что темы он придумывает в ночь перед экзаменом, чтобы никто больше о них не узнал.

Темы для эссе традиционно затрагивают социальные вопросы, а так же важнейшие события последнего года. Можно выбрать любую, главное, написать как можно больше и лучше. То, в чём традиционно ошибаются абитуриенты, – приводят литературные аргументы. Журналистика в МГИМО, если судить по обучению, скорее, экономическая, политическая, но не культурная. Здесь много часов отводится литературе, культурологии и схожим предметам, но на профессиональных предметах тексты пишутся, скорее, по вышеупомянутым темам. В творческом эссе проверяются знания, и если написать один литературный или исторический аргумент, ничего плохого не будет, наоборот, покажет вас как разносторонне развитую личность, но основу текста должны составлять факты. Факты – это знание новостей, известных личностей. Надо всегда держать у себя в голове мысль: «Если я не покажу, что я это знаю, никто об этом не узнает» — ведь экзамен – это единственный шанс показать свои способности. Ограничений по объёму эссе нет, но для целостного текста потребуется четыре-пять фактов, а работа в одну страницу не вызывает особого радушия у проверяющего. Оригинальность ценится, но не нужно переходить границы разумного: Ярослав Львович всегда шутит про девушку, которая написала эссе исчезающими чернилами, а потом ставит в пример молодого человека, который оформил свою работу как письмо другу на фронт.

Что будет на устном вступительном экзамене в МГИМО?

Одна абитуриентка написала эссе буквально за полчаса, взяла сумку и пошла на выход; экзаменатор окликнул её, сказав, в каком кабинете ждать устной части. «Тут что, ещё и устная часть есть?» — искренне удивилась девушка. «Минус один», — засмеялся кто-то с заднего ряда, намекая на то, что конкурентом меньше. Таким абитуриентом быть не надо. Если идёте поступать, то нужно как минимум почитать о факультете, о преподавателях, об университете – о вступительных испытаниях и говорить не стоит. Перед устной частью всех собирают в одном кабинете, оттуда выводят пятёрками и распределяют по комнатам: их всего пять-шесть, в каждом по два экзаменатора. У всех свой подход и свои методы отбора: декан спросит, о чём вы писали эссе, Юрий Павлович Вяземский любит беседовать о театре и спрашивать цифры, кто-то будет допытываться, почему вы выбрали журналистику и именно этот вуз. Когда абитуриентов сажают в очередь перед определённой комнатой, многие стремятся поменяться – не надо. Если от одного экзаменатора все выходят счастливые, то это не значит, что на вас цепочка не кончится. От Вяземского многие выходили расстроенными: спрашивал о населении США и о размере долга Греции во время кризиса. Но тут туда входит Маша – с ней мы тесно общаемся, так как попали в одну языковую группу, и Маша – человек абсолютно театральный, ни капли не журналист – и выходит с высоким баллом, довольная: рассказывала про театр, спектакли, актёров, режиссёров. Мораль в том, что надо быть собой, показывать свои знания, держаться уверенно. Многих смущает то, что один из экзаменаторов всего что-то записывает – это не ошибки, он просто ведёт протокол.

Результаты устного экзамена сообщают сразу, письменного – вводятся в таблицу несколькими днями позже, и их можно оспорить на апелляции, но не стоит надеяться, что получится отвоевать много, обычно это 1-2 балла.

За два года до поступления абитуриенты могут дополнительно обучаться в школе журналистики при МГИМО, где раз в неделю пишут тренировочные эссе и обсуждаются вместе с квалифицированным преподавателем с кафедры журналистики.

Как пройти творческий конкурс МГУ на журфак?

Школа Юного Журналиста – или сокращённо ШЮЖ – при МГУ многим абитуриентам знакома не понаслышке, в том числе и поступающим в другие вузы. Школа готовит не только к дополнительному вступительному испытанию на журфак, но и к ряду других предметов, которые тем или иным образом также могут помочь на экзамене. Однако годы подготовки в ШЮЖ не дают никаких гарантий: десятки абитуриентов, посещавших её, получили в результате 0 или целый 1 балл.

Величественное высотное здание, известное всем и видное издалека почти отовсюду – вот что представляется, когда думаешь об МГУ. Но вступительное испытание проводится в Шуваловском корпусе, это несколько левее от главного. Учатся студенты факультета журналистики тоже, к слову, не в основном здании, а на Моховой улице, в центре – там же, где подаются заявления на зачисление. Огромная толпа абитуриентов жмётся поближе к входу и ждёт, когда же уже будет можно войти, чтобы всех сразить. Зал, в который приводят, возможно, будущих студентов, огромный, причём таких несколько, четыре или пять, по которым всех распределяют в алфавитном порядке по фамилиям. Совет: садиться лучше на первые парты, ведь списывать всё равно бессмысленно и прятать нечего, а огромного количества конкурентов за спиной не видно, так будет спокойнее.

Как написать хорошее эссе на вступительных экзаменах в МГУ?

Темы пишутся на доске. Вот, что требуют от абитуриентов при написании работы:

Умение творчески интерпретировать тему, демонстрация умений продемонстрировать свою позицию и аргументировать её, привлекая знания из смежных областей вроде истории и литературы.

Первая часть может принести 70 баллов, это сочинение. Даётся две темы на выбор, и абитуриенты пишут работы, приводя литературные или исторические аргументы, то есть, используя произведения отечественной литературы и факты из отечественной истории. МГУ славится патриотизмом и преданностью своей стране, и вступительное испытание – точно не то место, где нужно доказывать свою точку зрения, идущую вразрез с убеждениями университета. Поэтому если в правилах написано об отечественных произведениях, значит, лучше придерживаться этого.

Что такое «редакционное задание» на вступительных экзаменах в МГУ?

Вторая часть задания оценивается в 30 баллов, и это редакционное задание. Требуется представить, будто вы готовите материал, посвящённый одному из двух исторических событий, кратко описать предполагаемое содержание, выбрать трёх невыдуманных людей, свидетелей события, задать им по три вопроса. Это задание появилось сравнительно недавно, в этом году оно будет проводиться только второй раз. На сайте специально обозначен большой список литературы для качественной подготовки к первой части, и список в два раза длиннее – с произведениями по отечественной истории для подготовки к этой части.

Два года назад формат дополнительного вступительного испытания в МГУ был таким же, как и в МГИМО и ВШЭ, но, начиная с 2016 года, устную часть заменили редакционным заданием. Тогда на доске тоже были две темы, но аргументы не обязательно должны были быть литературными, можно было использовать и новостные факты – одна из тем, например, звучала так: «Мой плейлист». Написав эссе по второй теме за полчаса, я сидела и наблюдала за божьей коровкой, которая ползала под столом наблюдателей – это нередкое явление среди абитуриентов, многие боятся первыми идти сдавать работу, предполагая, что тогда его сочтут слишком легкомысленным и не поверят, что хорошую работу можно написать так быстро.

Устный вступительный экзамен на журфаке в МГУ

Вторая часть экзамена в МГУ была устной, проводилась в здании факультета журналистики примерно в том же формате, что и в МГИМО, но несколькими днями позже письменного испытания.

Это была настоящая лотерея. На билетах было написано одно-два слова – тема, по которой надо было рассуждать. Девочка, которая вышла одна из первых, разрыдалась прямо на ступенях: её, как она сказала, «завалили», а тема ей попалась «самая ужасная на свете» — тяжёлая промышленность. Понимая, что про тяжёлую промышленность я ничего не знаю, а прочесть уже не успею, я просто держала в голове мысль: «только не эта тема, только не эта тема», словно умоляла Распределяющую шляпу не отправлять меня на Слизерин. Мне попалась тема «астрология». На самом деле это пример того, что устное испытание намного лучше выявляет достойных будущих журналистов, чем историческое, то есть названное редакционным, задание. Ведь знание истории – большой плюс для журналиста, но не главный пункт, в то время как МГУ сделало его главным критерием отбора. Так вот, по теме астрологии мне пришлось говорить полчаса без остановки, и ведь действительно в голове случайно всплывали те или иные факты – понятное дело, никто в здравом уме при подготовке к экзамену не будет целенаправленно изучать новости об астрологии. По окончании моего монолога, который ни разу, ни кем не прерывался, меня удивлённо спросили: «Вы, правда, можете вот так говорить по любой теме?». И я, то ли помня правило, что надо позиционировать себя уверенной, то ли действительно чувствуя себя так, просто ответила: «Да». И в этот момент меня спросили про тяжёлую промышленность. Вышла я крайне довольная собой, но была встречена отчего-то почти плачущей мамой: оказалось, мама звонила папе и жаловалась, что видела, как передо мной выходят абитуриенты и все повально плачут – и тут я такая радостная. К слову, за устную часть мне поставили максимальный балл.

Результаты экзамена в МГУ тоже можно оспорить на апелляции, но здесь ещё меньше шансов, чем в МГИМО – добавляют баллы очень редко, бывает, что даже не показывают работы. Это становится обычно поводом для разногласий университета и родителей несчастных абитуриентов. Дело в том, что абстрактных критериев оценивания, помимо указанных выше, в МГУ нет – шутят, что их придумывают уже после проверки работ, – поэтому и складываются такие ситуации.

Как пройти творческий конкурс ВШЭ?

Высшая школа экономики тоже проводит дополнительное вступительное испытание на профиль журналистики и состоит из двух частей. Первый тур — написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор, очерк по одной из тем на выбор, второй тур – устное собеседование. Начиная с 2017 года творческая работа в ВШЭ выполняется на компьютере. На сайте вуза значится: «При создании текста абитуриент может использовать любую доступную информацию из интернета. Персональный компьютер со стандартной клавиатурой предоставляется НИУ ВШЭ, использование собственных технических устройств абитуриентов — ноутбуков, PC, иных устройств — не допускается».

Все экзаменационные работы, однако, проходят проверку в системе «Антиплагиат» университета, и работы, в которых доля заимствований превышает 30%, выбывают из конкурса.

Нововведение испробуют только в этом году, поэтому пока что неизвестно, насколько это эффективно. С одной стороны, это странно и не имеет никакого смысла – искать информацию в интернете все умеют, журналистом для этого быть не надо. С другой – все в абсолютно равных условиях, проверяются навыки поиска и использования информации, и, в принципе, это реалии, в которых работают журналисты в изданиях. Даётся несколько тем на выбор, половина «журналистская», требующая использования новостных фактов, другая «литературная», аналог вступительного экзамена на филологию в МГУ.

Творческое испытание оценивается по 100-бальной шкале. За первый тур оценка составляет максимум 50 баллов, за второй, соответственно, также. К устному туру допускаются абитуриенты, набравшие на первом туре не менее 20 баллов из пятидесяти.

Ловушка ВШЭ: критерии оценки работ абитуриентов

Апелляция проводится, естественно, только к письменной части и всегда до устной. Здесь надо быть очень внимательным, потому что критериев оценки очень много. Среди них есть, например, разнообразие источников и корректность их использования, а так же богатство языка. Получив свою работу, я увидела, что за богатство языка балл у меня едва перевалил за половину возможных, и возмутилась настолько, что на устный экзамен даже не пошла. Но придётся признать, что экзаменаторы были в чём-то правы, мой материал был, пожалуй, слишком журналистским – слишком сухим и официальным. В этом заключается типичная ошибка абитуриентов: они пытаются позиционировать себя как состоявшиеся журналисты с многолетним опытом – никто при поступлении этого не требует. Поэтому если текст будет живым и неординарным, в этом и будет заключаться успех работы.

Важно отметить, что в ВШЭ ценятся публикации, а так же сертификаты и дипломы, связанные с медиа-сферой. Те, у кого нет публикаций, ничего не теряют, а для тех, у кого есть, они не станут соломинкой для утопающего при плохом результате собеседования. Однако Высшая школа экономики оставляет за собой право при наличии публикаций и при хорошем ответе повышать результат на пять баллов.

Эти три крупнейших университета Москвы не единственные, кто готовит будущих журналистов, есть не менее достойные вузы в других городах России, а так же не такие известные вузы столицы. Но важно помнить, что громкое имя университета никогда не обеспечит громкое имя каждому студенту – он должен добиваться успеха сам, а высшее образование даст ему необходимую базу знаний и станет основой его карьеры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Похожие публикации