Какое строение имеет каменная оболочка земли. Основные сферы планеты Земля: литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Биосфера - живая оболочка Земли

Введение

1. Основные оболочки земли

3. Геотермический режим земли

Заключение

Список использованных источников

Введение

Геология - наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований - горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах, изучение которых позволяет понять, каким образом происходило развитие нашей планеты в прошлом.

Земля постоянно изменяется. Некоторые изменения происходят внезапно и весьма бурно (например, вулканические извержения, землетрясения или крупные наводнения), но чаще всего - медленно (за столетие сносится или накапливается слой осадков мощностью не более 30 см). Такие перемены не заметны на протяжении жизни одного человека, но накоплены некоторые сведения об изменениях за продолжительный срок, а при помощи регулярных точных измерений фиксируются даже незначительные движения земной коры.

История Земли началась одновременно с развитием Солнечной системы примерно 4,6 млрд. лет назад. Однако для геологической летописи характерны фрагментарность и неполнота, т.к. многие древние породы были разрушены или перекрыты более молодыми осадками. Пробелы должны восполняться посредством корреляции с событиями, происходившими в других местах и о которых имеется больше данных, а также методом аналогий и выдвижением гипотез. Относительный возраст пород определяется на основании комплексов содержащихся в них ископаемых остатков, а отложений, в которых такие остатки отсутствуют, - по взаимному расположению тех и других. Кроме того, абсолютный возраст почти всех пород может быть установлен геохимическими методами.

В настоящей работе рассмотрены основные оболочки земли, ее состав и физическое строение.

1. Основные оболочки земли

Земля имеет 6 оболочек: атмосферу, гидросферу, биосферу, литосферу, пиросферу и центросферу .

Атмосфера - внешняя газовая оболочка Земли. Ее нижняя граница проходит по литосфере и гидросфере, а верхняя - на высоте 1000 км. В атмосфере различают тропосферу (двигающийся слой), стратосферу (слой над тропосферой) и ионосферу (верхний слой).

Средняя высота тропосферы - 10 км. Ее масса составляет 75% всей массы атмосферы. Воздух тропосферы перемещается как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.

Над тропосферой на 80 км поднимается стратосфера. Ее воздух, перемещающийся лишь в горизонтальном направлении, образует слои.

Еще выше простирается ионосфера, получившая свое название в связи с тем, что ее воздух постоянно ионизируется под воздействием ультрафиолетовых и космических лучей.

Гидросфера занимает 71% поверхности Земли. Ее средняя соленость составляет 35 г/л. Температура океанической поверхности - от 3 до 32°С, плотность - около 1. Солнечный свет проникает на глубину 200 м, а ультрафиолетовые лучи - на глубину до 800 м.

Биосфера, или сфера жизни, сливается с атмосферой, гидросферой и литосферой. Ее верхняя граница достигает верхних слоев тропосферы, нижняя - проходит по дну океанских впадин. Биосфера подразделяется на сферу растений (свыше 500 000 видов) и сферу животных (свыше 1 000 000 видов).

Литосфера - каменная оболочка Земли - толщиной от 40 до 100 км. Она включает материки, острова и дно океанов. Средняя высота материков над уровнем океана: Антарктиды - 2200 м, Азии - 960 м, Африки - 750 м, Северной Америки - 720 м, Южной Америки - 590 м, Европы - 340 м, Австралии - 340 м.

Под литосферой расположена пиросфера - огненная оболочка Земли. Ее температура повышается примерно на 1°С на каждые 33 м глубины. Породы на значительных глубинах вследствие высоких температур и большого давления, вероятно, находятся в расплавленном состоянии.

Центросфера, или ядро Земли, расположена на глубине 1800 км. По мнению большинства ученых, она состоит из железа и никеля. Давление здесь достигает 300000000000 Па (3000000 атмосфер), температура - нескольких тысяч градусов. В каком состоянии находится ядро, пока неизвестно.

Огненная сфера Земли продолжает охлаждаться. Твердая оболочкой утолщается, огненная - сгущается. В свое время это привело к формированию твердых каменных глыб - материков. Однако влияние огненной сферы на жизнь планеты Земля все еще очень велико. Неоднократно менялись очертания материков и океанов, климат, состав атмосферы.

Экзогенные и эндогенные процессы беспрерывно изменяют твердую поверхность нашей планеты, что, в свою очередь, активно влияет на биосферу Земли.

2. Состав и физическое строение земли

Геофизические данные и результаты изучения глубинных включений свидетельствуют о том, что наша планета состоит из нескольких оболочек с различными физическими свойствами, изменение которых отражает как смену химического состава вещества с глубиной, так и изменение его агрегатного состояния как функции давления.

Самая верхняя оболочка Земли - земная кора - под континентами имеет среднюю толщину около 40 км (25-70 км), а под океанами - всего 5-10 км (без слоя воды, составляющего в среднем 4,5 км). За нижнюю кромку земной коры принимается поверхность Мохоровичича - сейсмический раздел, на котором скачкообразно увеличивается скорость распространения продольных упругих волн с глубиной от 6,5-7,5 до 8-9 км/с, что соответствует увеличению плотности вещества от 2,8-3,0 до 3,3 г/см3 .

От поверхности Мохоровичича до глубины 2900 км простирается мантия Земли; верхняя наименее плотная зона толщиной 400 км выделяется как верхняя мантия. Интервал от 2900 до 5150 км занят внешним ядром, а от этого уровня до центра Земли, т.е. от 5150 до 6371 км, находится внутреннее ядро.

Земное ядро интересовало ученых с момента его открытия в 1936 году. Получить его изображение было чрезвычайно трудно из-за относительно малого числа сейсмических волн, достигавших его и возвращавшихся к поверхности. Кроме того, экстремальные температуры и давления ядра долгое время трудно было воспроизвести в лаборатории. Новые исследования способны обеспечить более детальную картину центра нашей планеты. Земное ядро разделяется на 2 отдельные области: жидкую (внешнее ядро) и твердую (внутреннее), переход между которыми лежит на глубине 5 156 км.

Железо - единственный элемент, который близко соответствует сейсмическим свойствам земного ядра и достаточно обильно распространен во Вселенной, чтобы представить в ядре планеты приблизительно 35% ее массы. По современным данным, внешнее ядро представляет собой вращающиеся потоки расплавленного железа и никеля, хорошо проводящие электричество. Именно с ним связывают происхождение земного магнитного поля, считая, что, подобно гигантскому генератору, электрические токи, текущие в жидком ядре, создают глобальное магнитное поле. Слой мантии, находящийся в непосредственном соприкосновении с внешним ядром, испытывает его влияние, поскольку температуры в ядре выше, чем в мантии. Местами этот слой порождает огромные, направленные к поверхности Земли тепломассопотоки - плюмы.

Внутреннее твердое ядро не связано с мантией. Полагают, что его твердое состояние, несмотря на высокую температуру, обеспечивается гигантским давлением в центре Земли. Высказываются предположения о том, что в ядре помимо железоникелевых сплавов должны присутствовать и более легкие элементы, такие как кремний и сера, а возможно, кремний и кислород. Вопрос о состоянии ядра Земли до сих пор остается дискуссионным. По мере удаления от поверхности увеличивается сжатие, которому подвергается вещество. Расчеты показывают, что в земном ядре давление может достигать 3 млн. атм. При этом многие вещества как бы металлизируются - переходят в металлическое состояние. Существовала даже гипотеза, что ядро Земли состоит из металлического водорода .

Внешнее ядро также является металлическим (существенно железным), но в отличие от внутреннего ядра металл находится здесь в жидком состоянии и не пропускает поперечные упругие волны. Конвективные течения в металлическом внешнем ядре являются причиной формирования магнитного поля Земли.

Мантия Земли состоит из силикатов: соединений кремния и кислорода с Mg, Fe, Ca. В верхней мантии преобладают перидотиты - горные породы, состоящие преимущественно из двух минералов: оливина (Fe,Mg) 2SiO4 и пироксена (Ca, Na) (Fe,Mg,Al) (Si,Al) 2O6. Эти породы содержат относительно мало (< 45 мас. %) кремнезема (SiO2) и обогащены магнием и железом. Поэтому их называют ультраосновными и ультрамафическими. Выше поверхности Мохоровичича в пределах континентальной земной коры преобладают силикатные магматические породы основного и кислого составов. Основные породы содержат 45-53 мас. % SiO2. Кроме оливина и пироксена в состав основных пород входит Ca-Na полевой шпат - плагиоклаз CaAl2Si2O8 - NaAlSi3O8. Кислые магматические породы предельно обогащены кремнеземом, содержание которого возрастает до 65-75 мас. %. Они состоят из кварца SiO2, плагиоклаза и K-Na полевого шпата (K,Na) AlSi3O8. Наиболее распространенной интрузивной породой основного состава является габбро, а вулканической породой - базальт. Среди кислых интрузивных пород чаще всего встречается гранит, a вулканическим аналогом гранита является риолит .

Таким образом, верхняя мантия состоит из ультраосновных и ультрамафических пород, а земная кора образована главным образом основными и кислыми магматическими породами: габбро, гранитами и их вулканическими аналогами, которые по сравнению с перидотитами верхней мантии содержат меньше магния и железа и вместе с тем обогащены кремнеземом, алюминием и щелочными металлами.

Под континентами основные породы сосредоточены в нижней части коры, а кислые породы - в верхней ее части. Под океанами тонкая земная кора почти целиком состоит из габбро и базальтов. Твердо установлено, что основные породы, которые по разным оценкам составляют от 75 до 25% массы континентальной коры и почти всю океаническую кору, были выплавлены из верхней мантии в процессе магматической деятельности. Кислые породы обычно рассматривают как продукт повторного частичного плавления основных пород в пределах континентальной земной коры. Перидотиты из самой верхней части мантии обеднены легкоплавкими компонентами, перемещенными в ходе магматических процессов в земную кору. Особенно "истощена" верхняя мантия под континентами, где возникла наиболее толстая земная кора.

§ 13. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

Вспомните

  • Какие внутренние оболочки Земли выделяются? Какая из оболочек самая тонкая? Какая оболочка самая большая? Как образуются гранит и базальт? Каков их внешний вид?

Земная кора и ее устройство. Земная кора - самая верхняя каменная оболочка Земли. Она состоит из магматических, метаморфических и осадочных горных пород. На материках и под океанами она устроена по-разному. Поэтому различают континентальную земную кору и океаническую земную кору (рис. 42).

Они отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более мощная - 35-40 км, под высокими горами - до 75 км. Она состоит из трех слоев. Верхний слой - осадочный. Он сложен осадочными породами. Второй и третий слои состоят из разнообразных магматических и метаморфических пород. Второй, средний слой, условно называют «гранитным», а третий, нижний - «базальтовым».

Рис. 42. Строение континентальной и океанической земной коры

Океаническая кора намного тоньше - от 0,5 до 12 км - и состоит из двух слоев. Верхний, осадочный слой, сложен осадками, покрывающими дно современных морей и океанов. Нижний слой состоит из застывших базальтовых лав и называется базальтовым.

Континентальная и океаническая кора на поверхности Земли образуют гигантские ступени разной высоты. Более высокие ступени - это материки, поднимающиеся выше уровня моря, более низкие - дно Мирового океана.

Литосфера. Как вы уже знаете, под земной корой располагается мантия. Слагающие ее породы отличаются от горных пород земной коры: они более плотные, тяжелые. Земная кора прочно скреплена с верхней мантией, образуя с ней единое целое - литосферу (от греч. «литое» - камень) (рис. 43).

Рис. 43. Соотношение литосферы и земной коры

Рассмотрите соотношение между земной корой и литосферой. Сравните их толщину.

Вспомните, почему в мантии есть слой пластичного вещества. Определите по рисунку глубину, на которой он залегает.

Найдите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

    Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Под литосферой находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по нему. При этом она перемещается в разных направлениях: поднимается, опускается и скользит горизонтально. Вместе с литосферой перемещается и земная кора - внешняя часть литосферы.

Рис. 44. Основные литосферные плиты

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки - литосферные плиты (рис. 44). Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других - сталкиваются друг с другом.

Вопросы и задания

  1. Какие два вида земной коры вы знаете?
  2. Чем литосфера отличается от земной коры?
  3. На какой литосферной плите вы живете?

18 Литосфера – каменная оболочка Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии, простирается до астеносферы и имеет мощность 150-200 км. В строении Л выделяют 3 основных слоя; з.кору, мантию и ядро. ЗК - самая верхняя из твёрдых оболочек Земли, отличающаяся составом и низкой плотностью горных пород. Ее нижн. границей считается граница Мохо (Мохоровичича).ЗК состоит из: кислрода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, калия, магния. Различают 2 осн. типа земной коры: материковую (обычно имеет мощность 35-45 км, в областях горных стран - до 70 км) и океаническую (имеет толщину 5-10 км (вместе с толщей воды - 9-12 км)). Материк. зк состоит из 3 слоев: осадочный, гранитный (гранитно-гнейсового состава) и базальтовый (базальты и габбро). Океанская зк 2 слойная: Осадочный (морские осадки) и базальтов (преимущ. габбро). Мантия - оболочка лит-ры Земли, расположенная между земной корой и ядром Земли. От земной коры её отделяет граница Мохо, от ядра Земли мантию отделяет поверхность (на глубине около 2900 км). М. З. делится на нижнюю и верхнюю мантию. Последняя, в свою очередь, делится (сверху вниз) на субстрат, слой Гутенберга и слой Голицына. Внутри мантии на глубине 100-250 км под континентами и 50-100 км под океанами начинается слои повышенной пластичности в-ва, близкого к точке плавления, так называемая мантия - астеносфера. Подошва астеносферы находится на глубинах порядка 400 км. Ядро находится на глубинах от 2900 до 6371 км, радиус ядра около 3470 км. Состоит ядро, вероятно, из железо-никелевого сплава (90% железа, 10% никеля). По разным оценкам температура ядра составляет от 4000 до 7000 °С. Тектоносфера, внешн обол Земли, охватывающ земную кору и верхнюю мантию, основная область проявления тектонических и магматических процессов. Для нее хар-на вертикальная и горизонтальная неоднородность физ св-тв и состава слагающих ев пород. Геодии-ка- -отрасль геол-ии, изуч-я силы и процессы в коре, мантии и ядре З.и, обусл-щие глубинные и поверхностные дв-я масс во времени и пр-ве. Геодин исп магнитометрич, сейсмометрич, гравиметрич и др данные, а также геологическое моделир-е и геохимич хар-ки. Г-ка лежит в основе тектоники лит.плит (Новая глобальная тектоника). Нелинейная г-ка изучает явл и процессы, связанные как с нерегулярными, хаотическими и другими импульсами в земных глубинах, так и с возд-ми внеземных факторов (дв-е комет, падение метеоритов и др.). Фиксизм (от лат. fixxis - твердый, неизменный, закрепленный), одно из двух напр-ий в тектонике, исходящее из представлений о незыблемости (фиксированности) пол-я континентов на пов-ти Земли и о решающей роли вертикально направленных тектоштч дв-ий в развитии з.к.. Ф. являлся одним из ведутц направлений в геологии до сер 60-х гг. 20 в., кгд получили развитие положения моб-зма. Сторонники Ф,(В. В. Белоусов, амер. учвный X. О. Мейерхоф и др.) отрицают положение мобилизма о возм-ти горизонтальных перемещений крупных плит литосферы; допускаются лишь незначительные (до нескольких десятков км) горизонтальные перемещ-я сравнительно небольших уч-ков з.к. по надвигам (шарьяжам) и сдвигам, вызываемые возд-ем вертикальных дв-ий. Составная часть концепции Ф- предст-е о форм-ии океанических впадин в рез-те опускания з.к без значительного растяжения, с преобразованием материковой коры в более тонкую океаническую. Мобн.ппч (от лат. mobilis - подвижной) гипотеза, предполагающая большие (до нескольких тыс. км) горизонтальные перемещения: материковых глыб земной коры (литосферы) относительно друг друга и по отношению к полюсам в течение геологического времени. Предпол-я о подв-ти материков начали выск-ся ещё в 19 в., но научно разработанная r-за М. была сформ-на впервые в1912 нем.геофизиком А. Вегенером (Th, дрейфа материков). Л. разбита глубинными разломами на крупные блоки – лит-ые плиты, они движутся в гориз. направлении со сред. скоростью 5 -10 см в год; 7 плит: Евразийская, Тихоокеанская, Африканская, Индийская, Антарктическая, Североамериканская, Южноамериканская. Под литосферой астеносфера - размягченная оболочка служит пластичной подстилкой, ктр позвол жестким литосферным пл передвигаться и скользить в горизонтальных направлениях относительно более глубоких недр Земли. Вместе с литосферными плитами передвиг-ся (дрейфуют) находящиеся на них континенты. Там, где две соседние плиты расходятся, открывающееся простр-во заполняется за счет подъема расплавленного глубинного вещества, происходят обр-е и разрастание океанической литосферы, ее спрединг. Процессы спр. локализуются, гл.обр., в пределах Срединно-океанич хребтов и ф-ют океанич кору, поэтому в этих р-ах она относ-о молодая.На границе, где две литосферные плиты сходятся, одна из них (тяжелая океаническая плита) пододвигается под другую и наклонно уходит на глубину в размягченное вещество астеносферы - происходит ее субдукция. К зонам субдукции приуроч б-во землетр-й и мн-во вулканов. Геоморфологич выражениемзон субд явл глубоководные желоба. Аккреция (от лат. accretio приращ-е, увел-е), падение в-ва на космич тело под д-м сил тяготения, сопровожд-ся выд-ем гравитационной Е. В фазу аккреции 3. приобрела приблизительно 95% современной массы, на что потребовалось 17 млн. лет. С окончания эт фазы 3. считают вступившей в этап планетарного разв-я. Коллизия- это столкновение континентальных плит, которое всегда приводит к смятию коры и образованию горных цепей. Пр, является Алышйско-Гималайский горн пояс, образовав-ся в рез-те закрытия океана Тетис и столкновения с Евразийской плитой Индостана и Африки. Рельеф - совокупность неровностей (форм) земной поверхности определенного геологического строения. Р. обр-ся в рез-те сложного взаимодействия ЗК с водной и возд. оболочками, жив. организмами и человеком. Р. состоит из: форм – отдел. неровностей, предстваляющих собой трехмерные тела, занимающие определенный объем (холм, овраг). Тип Р. – комплекс форм, имеющих общность происхождения и закономерно повторяющиеся на определенной терр-ии. Формы Р. бывают: 1. замкнутые (холм) или открытые (овраг); 2 . простые (небол. по размеру) или сложные (комб. простых); 3. положительные (возвыш.) или отрицательные (балка); 4. по размерам (морфометрическая): планетарные (мат. выступы, ложе океана), мегаформы (круп. впад. ложа О – Мексиканский зал., Альпы, Кавказ), макроформы (хр., впадины), мезоформы (овраги, балки), микроформы (карстовые воронки, береговые валы), наноформы (луговые кочки). Генетическая класс-ия ФР (герасимова, Мещерякова): 1. Геотектура – круп. форма рельефа созданная процессом планетарного хар-ра: космическими и эндогенными процессами (мат. выступы, ложе О., переходные зоны, срединно-океанические хр.). 2.Морфостр-ра – круп. ФР, образованная эндо и экзогенными процессами с преобл. эндо (горы, рав-ны). Морфоскул-ра – форма рельефа, которая обр-ся экзогенными процессами (речные долины, луговые кочки). Процессы рельефообразования: Эндогенные (тектонич. движения:гориз., вертик., обр-ся складчатые (пликативные: антиклиналии(полож), синклинали (отриц)), разрывные (дизъюнктивные: рифтовые долины), инъективные (внедрение магмы) дислокаций; магматизм (батолиты, лакколиты) и вулканизм (лавовые покровы – плоскогорье Декан в Сред. Сибири); землятрясения (обр-ие трещин); экзогенные (зависят от сол. радиации – климата: флювиальные (водотоками: промоины, овраг, балка, реч. долина), эоловая (ветром: столбы, замки, дюны), криогенные (мерзлотные:курумы, пятна-медальоны), гляциальные (ледниковые: кара, карлинг, бараньи лбы), карстовые (вымывание водой гор. пород: кары, карстовые поля). Минералы и ГП, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископ-ми. В зависимости от физического состояния выделяют разные типы полезных ископаемых: твердые: различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли; жидкие: нефть, минеральные воды; газообразные: горючие газы, гелий, метан; В зависимости от использования ПИ различают следующие группы: горючие: уголь, торф, нефть, природный газ, сланцы; рудные (руды горных пород, включающие метал¬лические полезные компоненты и неметаллические) - железная руда, руды цветных металлов, графит, асбест; нерудные: песок, гравий, глина, мел, различные сопи. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни. По происх ГП делят па 3 гр: а) Магматические, обр из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении. На глубине в земной коре магма остывает медленнее, поэтому там образуются плотные горные породы с крупными кристаллами. Их называют глубинными магматическими породами, к ним относится, гранит. В гранитном слое содержится разнообразно цветных, драгоценных и редких металлов. Если магма издав на пов-ть, она застыв оч быстро, при этом обр-ся только мельчайш кристаллы, ктр иногда трудно разглядеть невооруженным глазом, и порода выглядит однородной. Эти образовавшиеся г.п обычно плотные, твердые, тяжелые. Пр, базальт. Изливаясь по трещинам, магма создает обширные базальтовые покровы. Наслаиваясь одни па другой, они образуют ступенчатые возвышенности -траппы. б)Осадочные горные породы. обр только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и па суше. По сп-бу образования эти г.п. делятся па: - обломочные.обломки различи г.п., образование их связ с процессами, разрушающими горные породы (деятельность ветра, воды, ледника). В завис-ти от размеров эти горные породы бывают: крупные, средние, и мелкообломочные (щебень, галька, гравий, песок, глина) как стройматериалы.-хемогенные ГП образуются из водных растворов минеральных веществ. Это оседающая на дно водоемов поваренная и калийная соль, выпадающий из воды горячих источников кремнезем. Многие из них испся в хозяйстве, например, калийные соли -сырье для получения удобрений, поваренная соль исп в пищу. - органогенные к этой группе относятся осадочные породы, состоящие из останков раст и жив, накопившихся за миллионы лет на дне водоемов. Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы, известняк, мел, фосфориты. Г.п данн гр им большое практич значение в хоз-тве челка. в)Метаморфич. Попадая в ходе движения земной коры на большую глубину, осадочные и магматические горные породы могут оказаться в условиях гораздо более высокой температуры и вые давления, чем при своем образовании. В недрах 3-й они попадают и под воздействие химических растворов. Это вызывает изменение физических свойств этих горных пород (в первую очередь кристаллич структуры), меняется облик породы, по существенно не меняется ее химический состав. При этом происходит преобразование одной горной породы в другую, более стойкую и твердую: известняка - в мрамор, песчаных - в кварцит, гранита - в гнейс; глины -в глинистые сланцы. Эти новые г.п. - мегаморфич-е (греч. преображаюсь), а процесс, при котором они возникают, - метаморфизмом.

Овладевая г-г знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же – главный поставщик пресной воды. Знания о рельефе в школьной географии представляют собой дидактически отработанную систему представлений и понятий, законов и закономерностей, составляющих основное содержание науки геоморфологии. Формирование г-г знаний в 6, 7 и 8-м классах. Изучение рельефа в 6-м классе характеризуется рядом особенностей, обусловленных ролью начального курса физической географии в общей системе получаемых знаний. В соответствии с программой в 6-м классе предусматривается получение научных знаний о рельефе во всем их многообразии.Учащиеся получают правильное представление о рельефе и поверхности земного шара.Образ-воспит задачи:1.Сформировать у учащихся понятие «земная кора.2.Сформировать общие представления об основных типах горных пород по происхождению.3.Сформировать у ребят общие понятия «горы» и «равнины», знания об элементарной классификации этих форм рельефа по высоте, их изменение во времени, а также представления о главной причине разнообразия рельефа Земли – постоянном взаимодействии внутренних и внешних процессов.4.Сформировать представление о рельефе своей местности как составной части земной коры. Тема: «Литосфера». Начинается рассмотрение внутреннего строения земного шара (понятий о земном ядре, мантии и земной коре), процессов, происходящих в недрах Земли, пород, слагающих земную кору. Далее изучаются эндогенные процессы – извержения вулканов и горячие источники, землетрясения, медленные колебания суши. Знания об эндогенных процессах необходимы для понимания генезиса рельефа и горообразования. В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описание горы, равнины по типовому плану на основе физической карты. Важной задачей темы «Литосфера» является развитие знаний учащихся о рельефе своей местности. Наряду с формированием новых общих понятий значительное внимание уделяется практическим работам. Все эти знания используются как опорные при формировании общих понятий. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 7-м классе. В процессе изучения географии материков продолжается дальнейшее развитие знаний о рельефе. Углубляются усвоенные в 6-м классе понятия о рельефе. Учащиеся получают новые знания о структурных элементах земной коры и знакомятся с тектоническими картами. Совершенствуются также знания и навыки в чтении рельефа по карте. В 7-м классе очень важно учить школьников устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Вместе с тем большую роль играют сравнения. Включение новых вопросов по геоморфологии позволяет учащимся на конкретных примерах убедиться в том, что рельеф все время изменяется и современное строение поверхности является результатом непрерывного и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли, что на современный рельеф оказывает большое влияние история развития материков, что размещение полезных ископаемых отличается определенной закономерностью. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 8-м классе В 8-м классе продолжается дальнейшее развитие понятия о рельефе и факторах рельефообразования. Научные знания о рельефе в курсе физической географии России формируются в процессе изучения темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». И при рассмотрении природных условий территорий России. Формирование крупных элементов рельефа генетически неразрывно связано с ходом исторического развития земной коры. В связи с этим сведения из геологии, которые учащиеся усваивают в 8-м классе, имеют первостепенное значение для понимания основных закономерностей, имеющих место в происхождении и развитии крупных форм поверхности земного шара. В содержании темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» в качестве стержневых понятий выделяют основные геологические структуры: платформа и геосинклиналь разного возраста, взаимосвязи и взаимоотношения между ними. Остальные понятия, в том числе понятия о рельефе, рассматриваются в связи с основными структурными элементами земной коры. Понятия о геосинклиналях и соответствующих им формам рельефа впервые рассматривается в 8-м классе. В процессе изучения темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» рассматривается в основном генетическая обусловленность крупных форм рельефа: элементов геотекстуры и морфоструктуры. Для правильной организации учебного процесса при изучении геолого-геоморфологических вопросов в 8-м классе необходимо учитывать, что из теоретических и фактических знаний по этим вопросам твердо усвоено учащимися в предшествующих классах. При изучении рельефа отдельных территорий России знания учащихся о происхождении и развитии крупных форм рельефа закрепляются и углубляются. Вместе с тем большой удельный вес принадлежит установлению закономерностей размещения и развития мелких форм, происхождение которых обусловлено деятельностью внешних факторов рельефообразования.

Земля - 3-я планета от Солнца, расположенная между Венерой и Марсом. Она является самой плотной планетой Солнечной системы, крупнейшей из четырех и единственным астрономическим объектом, который, как известно, содержит жизнь. Согласно радиометрическому датированию и другим способам исследований, наша планета образовалась около 4,54 млрд лет назад. Земля гравитационно взаимодействует с другими объектами в космосе, особенно с Солнцем и Луной.

Земля состоит из четырех основных сфер или оболочек, которые зависят друг от друга и являются биологическими и физическими компонентами нашей планеты. Их научно называют биофизическими элементами, а именно гидросферой («гидро» для воды), биосферой («био» для живых существ), литосферой («лито» для суши или земной поверхности) и атмосферой («атмо» для воздуха). Эти основные сферы нашей планеты далее делятся на различные под-сферы.

Рассмотрим все четыре оболочки Земли более подробно, чтобы понять их функции и значение.

Литосфера - твердая оболочка Земли

По оценкам ученых, на нашей планете есть более 1386 млн. км³ воды.

В океанах содержится более 97 % запасов воды на Земле. Остальная часть приходится на пресную воду, две трети которой находится в замерзшем состоянии в полярных регионах планеты и на снежных вершинах гор. Интересно отметить, что, хотя вода покрывает большую часть поверхности планеты, она составляет всего 0,023 % общей массы Земли.

Биосфера - живая оболочка Земли

Биосферу иногда считают одной большой - сложным сообществом живых и неживых компонентов, функционирующих как единое целое. Однако чаще всего биосфера описывается как совокупность множества экологических систем.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Атмосфера - это совокупность газов, окружающих нашу планету, удерживаемых на месте земной гравитацией. Большая часть нашей атмосферы находится вблизи земной поверхности, где она наиболее плотная. Воздух Земли на 79 % состоит из азота и чуть менее 21 % - из кислорода, а также аргона, двуокиси углерода и других газов. Водяной пар и пыль также являются частью атмосферы Земли. Другие планеты и Луна обладают очень разными атмосферами, а некоторые вообще не имеют таковой. В космосе нет атмосферы.

Атмосфера настолько распространена, что она почти незаметна, но ее вес равен слою воды глубиной более 10 метров, которая покрывает всю нашу планету. Нижние 30 километров атмосферы содержат около 98 % всей ее массы.

Ученые утверждают, что многие из газов в нашей атмосфере были выброшены в воздух ранними вулканами. В то время вокруг Земли было мало или вообще не было свободного кислорода. Свободный кислород состоит из молекул кислорода, не связанных с другим элементом, таким как углерод (с образованием углекислого газа) или водород (с образованием воды).

Свободный кислород, возможно, был добавлен в атмосферу примитивными организмами, вероятно бактериями, во время . Позднее более сложные формы добавили больше кислорода в атмосферу. Кислороду в сегодняшней атмосфере, вероятно, потребовалось миллионы лет чтобы накопиться.

Атмосфера действует как гигантский фильтр, поглощая большую часть ультрафиолетового излучения и позволяя проникать солнечным лучам. Ультрафиолетовое излучение вредно для живых существ, и может вызвать ожоги. Тем не менее солнечная энергия необходима для всей жизни на Земле.

Атмосфера Земли имеет . От поверхности планеты к небу идут следующие слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Другой слой, называемый ионосферой, простирается от мезосферы до экзосферы. Вне экзосферы находится космос. Границы между атмосферными слоями четко не определены и изменяются в зависимости от широты и времени года.

Взаимосвязь оболочек Земли

Все четыре сферы могут присутствовать в одном месте. Например, кусок почвы будет содержать минералы из литосферы. Кроме того, будут присутствовать элементы гидросферы, представляющие собой влагу в почве, биосферы как насекомых и растений и даже атмосферы в виде почвенного воздуха.

Все сферы взаимосвязаны и зависят друг от друга, как единый организм. Изменения в одной сфере приведут к изменениям в другой. Поэтому все, что мы делаем на нашей планете, влияет на другие процессы в ее пределах (даже если мы не можем этого увидеть своими глазами).

Для людей, занимающихся проблемами , очень важно понимать взаимосвязь всех оболочек Земли.

Похожие публикации