Развитие гласности и демократии в ссср читать. Развитие отечественной культуры в условиях политики гласности. Демократизация духовной жизни общества

Период 1987-1988 гг. занимает особое место в истории перестройки. В это время была сформулирована собственно горбачевская стратегия преобразований и началось ее воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований был озвучен в январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем было то, что впервые в советской истории главное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы.

В выступлении на пленуме Горбачев констатировал, что к середине 1980-х гг. в стране сложился «механизм торможения», корни которого крылись в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления. В качестве главного средства слома «механизма торможения» предлагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечении прав и свобод граждан. Революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе. Особое значение придавалось политике гласности. Она революционизировала и политизировала общество, резко расширила возможности общественного анализа: по диапазону доступной информации, снятию запретных тем, возможности задавать любые вопросы и предлагать варианты ответов.

Провозглашенный курс стимулировал пробуждение общественной активности. Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении «неформальных движений». Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, удовлетворявшие потребности в свободном общении и активной полезной деятельности. Новый курс дал толчок развитию так называемой альтернативной, неофициальной прессы. И хотя ее тиражи были ограничены, именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в откровенной и, порой, резкой форме. Издания такого рода становились не только средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов».

Осень 1987 г. стала определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли новые оценки советского прошлого, прозвучавшие в ходе празднования 70-летней годовщины Октябрьской революции. На официальном уровне было признано создание к концу 1930-х гг. административно-командной системы, охватившей нс только экономику, но и распространившуюся на надстройку. При признании противоречивости личности Сталина, больше говорилось о беззакониях, совершенных им и «его ближайшим окружением». Указывая на необоснованность репрессий против руководителей партии, государства, деятелей культуры, Горбачев призвал довести до конца приостановленную в середине 1960-х гг. реабилитацию невинно пострадавших. Реабилитация началась с Н. И. Бухарина, взгляды которого стали преподносить как возможную альтернативу избранному Сталиным курсу на форсированное строительство социализма в СССР. Одновременно Л. И. Брежнев был прямо назван как человек, ответственный за нарастание негативных процессов в жизни общества в 1970 - начале 1980-х гг.

Доклад Горбачева привел к радикализации политики гласности, способствовал поляризации общественных настроений и впоследствии - политическому размежеванию. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых были замешаны многие «первые лица» эпохи «застоя». Новый мощный импульс получила и кампания по «десталинизации». В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х гг. Учрежденное рядом творческих организаций историко-просветительское общество «Мемориал» ставило задачей содействие полной реабилитации жертв репрессий, оказание помощи пострадавшим, создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма, восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.

Как можно оценить политику «гласности»? Какую роль она сыграла в процессах

демонтажа общественно-политического устройства CCCR существовавшего в предшествующие десятилетия?

Происходящее неоднозначно оценивалось различными группами населения, так как под лозунгом «возрождения ленинского облика социализма» в СМИ развернулась кампания по «демифологизации» прошлого, в ходе которой началась критика идеологических ценностей социализма. На страницах некоторых изданий ликвидация «белых пятен» превращалась в закрашивание черной краской целых исторических периодов. С понятием «сталинизм» все чаще ассоциировали все происходившее в стране в 1920 - середине 1950-х гг., ставили под сомнение социалистический характер построенного в СССР общества.

На рубеже 1987-1988 гг. начинается размежевание в отношении проводимого в стране курса. Одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов - именно в таком духе было оценено выступление первого секретаря Московской партийной организации Б. Н. Ельцина в октябре 1987 г. Другие считали, что под флагом «перестройки» идет «сдача» социализма, притом что цели «реформаторов» остаются туманными. Эти настроения нашли отражение в нашумевшей весной 1988 г. статье Н. А. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции были резко осуждены «горбачевцами», претендовавшими на роль политиков-центристов.

Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция, на которой была сформулирована программа реформы политической системы. Она затрагивала два базовых института - государство и партию. Намечалось разграничить функции между ними. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были призваны способствовать два новых государственных института - Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент, сохранявший прежнее название - Верховный Совет. (Соответствующие поправки были внесены в Конституцию осенью 1988 г.) В сентябре началась крупнейшая за многие годы структурная реорганизация аппарата ЦК КПСС, значительно сократилась общая численность партийных работников.

Провозглашенный в январе 1987 г. курс на демократизацию к концу 1988 г. привел к важным последствиям. Произошла стремительная эволюция представлений о путях, степени радикальности и конечных целях реформирования общества. И, что особенно важно, перестройка обретала автономность от своих инициаторов, что открывало альтернативы в дальнейшем развитии событий.

С началом в середине 1986 года политики демократизации и гласности, получившей название «перестройка», в общественно-политические процессы вовлекаются широкие слои народа. По сути эта политика являлась ограниченным применением некоторых основополагающих принципов свободы и демократии: свободы слова, печати, совести, общественных организаций и некоторых других.

Расширение рамок свободы слова вело к изменению содержания статей и публикаций в прессе, вызвало невиданный интерес к журналам и газетам. Обсуждались острые вопросы текущей политики и социально-экономического развития. Публицистические статьи И. Клямки- на «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра» вызвали широкий интерес свободой мысли и новизной поднимаемых проблем, непривычно острой критикой существующего строя. Критическое печатное слово стремительно размывало основы коммунистического мировоззрения.

Газеты и журналы стали касаться ранее запретных тем: истории гражданской войны, коллективизации и раскулачивания, репрессий. За возвращением в историю отдельных ранее запретных имен - Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Рыкова, Л. Каменева, Ф. Раскольникова и других - последовало начало процесса реабилитации жертв политического террора.

Восстановлению прерванной связи времен способствовало издание ранее запретных русских философов и писателей: Н. Бердяева, С. Соловьева, Г. Федотова, П. Сорокина, В. Розанова, И. Ильина. Увидели свет произведения А. Платонова, В. Гроссмана, А. Солженицына, В. Войновича, А. Рыбакова.

Народное хозяйство СССР в 1989 г. М., 1990. С. 216-218.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1995. № 1. С. 123.

Театр одним из первых встретил перестройку как приглашение к свободе и максимально использовал ее. Свобода в театре - это отмена запретов на темы, имена и целые пласты искусства, разрешенные к исполнению спектакли, поток «возвращенной» литературы и сценической публицистики, оттеснивший на время классику. Огромный интерес вызвали спектакли М. Шатрова «Диктатура совести», «Дальше, дальше, дальше...» и другие, постановки в Театре Ленинского комсомола.

Документ

«1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя...»

Свобода привела и к количественному росту театров . Появляется первый частный театр: Театр Антона Чехова в Москве был организован в 1989 году.

Расширение рамок свободы творчества вело к стремительным изменениям в кинематографе. Исчезли «лакировочные» фильмы, далекие от жизненных реалий советского общества. Появились картины, в которых предпринималась попытка осмыслить острые социальные противоречия общественной жизни, устранить «белые пятна» истории в ее кинематографическом отражении. В 1986 году вышла картина Т. Абуладзе «Покаяние», пытавшаяся переосмыслить недавнее историческое прошлое, связанное с эпохой Сталина. Полудокументальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» вызвали интерес публики и значительно повлияли на настроения в обществе.

Только в самом конце 80-х перемены начались и на телевидении. Появились такие передачи, как «Мир и молодежь», «12-й этаж», а чуть позже - «Взгляд». Эти передачи сильно влияли на общественное мнение.

Эпоха «перестройки и гласности» дала возможность гражданам России познакомиться с художественными произведениями деятелей литературы и искусства российского зарубежья или просто вычеркнутых тоталитарной властью из истории отечественной культуры. Открылась панорама современной мировой культуры, и оказалось, что реализм не единственно возможное художественное направление в творчестве.

Политика гласности привела к появлению новых течений общественной мысли: либералов, консерваторов, ультрарадикалов, наци-

Палитра мнений

М. Горбачев: «Необходимо воспитывать людей на примере тех, кто положил свои жизни за революцию и социализм.

Мы должны дорожить каждым годом нашей 70-летней советской истории. О делах тяжелых партия сказала. 1/1 мы не собираемся изображать их сегодня в розовом свете. Но и здесь вступает в силу непреложный социалистический закон правды. Было и то и другое, и радостное и горькое» .

Палитра мнений

Палитра мнений

А. Солженицын: «Горбачев объявил гласность всего лишь, чтобы использовать столичную интеллигенцию против своих номенклатурных врагов. Он был очень недальновидный человек, не понимал, что за внезапной гласностью дальше последуют взрывы национальные, а затем - свобода оружия, а затем свобода преступлений» .

Э. Хобсбаум: «Советский Союз все стремительнее двигался к своему концу. Происходило это из-за комбинации гласности, которая вызвала дезинтеграцию властных структур, и перестройки, нарушившей работу прежних экономических механизмов и не создавшей новых. Жизненные стандарты советских граждан ухудшались день ото дня» .

Палитра мнений

оналистов. Большинство из них стали противостоять коммунистической идеологии, а затем вступили на путь непримиримой борьбы с ней. В обществе стал все шире распространяться антикоммунизм.

Отказ компартии и государства от воинствующего атеизма создал условия для реального внедрения свободы совести. Начался процесс возрождения христианства, других религий. Стали восстанавливаться разрушенные ранее храмы. Начали строиться новые церкви, мечети, синагоги. Важным событием духовной жизни страны в 1988 году стало празднование тысячелетия крещения Руси.

Документ

Из доклада Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе русской православной церкви. 13 августа 2000 года.

«Празднование 1000-летия крещения Руси ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовного возрождения Отечества. Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви» 1 .

Документ

Из доклада М. Горбачева на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС: «...изменения происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше».

Документ

Из письма М. Федорова (Оренбургская область) в газету: «Я самый яростный сторонник перестройки. Еще в 1969 году говорил коммунистам, что во внутренней политике допускаются ошибки. Меня за это обсуждали на партийном собрании. В 1983 году я вновь с беспокойством высказал мысль о застойности общества. Один из районных руководителей пригрозил мне КГБ. Когда пришел XXVII съезд КПСС, партийный руководитель, как бы оправдываясь, сказал мне: "Я же не Ленин, чтобы предвидеть”. Я ответил ему: "Каждый должен учиться у Ленина, чтобы не ошибаться в политике”» 1 2 .

Палитра мнений

Французский историк Н. Верт: «Новое руководство выдвинуло лозунг “ускорения” (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд выглядевший весьма традиционно - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все “перестройка”, определявшаяся как настоящая “реконструкция” всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы» 3 .

В 1987 году гласность была дополнена политикой демократизации. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС одобрил программу политических преобразований, которые должны были дать импульс духовному и социально-экономическому развитию советского общества. Было решено максимально использовать «возможности социалистической демократии», развивать демократию в сфере производства, внедрять самоуправление и выборность руководителей производств, цехов, участков. Предполагалось освободить КПСС от функций хозяйственного управления, а Советы всех уровней превратить из декоративных в реальные органы власти, повысить роль и независимость суда. Ключевой стала идея альтернативных выборов в партии, советах, на предприятиях.

Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. М., 1999. С. 39.

Верт Н. История советского государства. М., 2002. С. 490.

Политика демократизации и гласности была внедрением в существующую социально-экономическую и политическую систему несовместимых с ней свобод и демократических элементов, которые вместо укрепления существующего строя расшатывали и подрывали идеологические основы советской власти. Вместе с тем эта политика дала толчок развитию реальных демократических процессов, которые, наряду со свободой и рыночными отношениями, составляют фундамент социально-экономического строя современной России. Без осуществления политики демократизации и гласности построение нынешнего российского общества было бы в принципе невозможно.

Демократизация и гласностьстимул провал и развитие так называемого общественного «неформал ьного движения», не связанного с партией и являющегося следствием социальной активности масс. В ряде регионов страны, прежде всего в крупных городах, стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, такие как московская «Перестройка», ленинградский «Диалектик», красноярский «Союз в поддержку перестройки». В качестве своих целей они чаще всего провозглашали поддержку проводимых реформ, однако со временем все больше дистанцировались от власти и постепенно переходили в оппозицию к ней.

Оппозиционные настроения проникают и в партию. Их выразителем в высшем партийном эшелоне стал Б. Ельцин, в то время кандидат в члены Политбюро ЦК, первый секретарь Московского горкома КПСС. Его выступление на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве вызвало значительный резонанс в обществе. Последовавшая затем отставка и несправедливая критика в средствах массовой информации только способствовали росту его популярности и позволили вскоре вернуться в большую политику в совершенно новом для СССР качестве -лидера оппозиции.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. 2-е изд. М., 1991. С. 251.

  • Солженицын А.И. По минуте вдень. М., 1995. С. 114.
  • Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М.,2004. С. 512.
  • Составной частью перестройки и ее ярким проявлением стала гласность. Слова «перестройка» и «гласность» звучали на устах многих народов мира без перевода, в «русском варианте». Развитие гласности во всех сферах жизни рассматривалось как одно из важнейших условий углубления процессов перестройки и ее необратимости. Принимая на XIX конференции КПСС резолюцию «О гласности», партия исходила из того, что массы должны знать все, обо всем судить и на все идти сознательно. Гласность должна служить целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки 1 .

    Перестройка деятельности средств массовой информации. Развитие гласности связывалось с необходимостью выявления и искоренения недостатков, правдивого отражения прошлого и настоящего нашей страны и было, по сути, развитием критики, нередко очень острой и беспощадной. «Наш курс на гласность не подлежит корректировке, - подчеркивал М.С. Горбачев на заседании Политбюро ЦК КПСС в апреле 1987 г. - Нет зон, закрытых для критики» . На страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения подвергались критическому анализу все стороны жизни.

    Благодаря усилиям журналистов оставалось все меньше тем, «закрытых» для печати. И чем смелее и правдивее были выступления, тем больший интерес у народа они вызывали. В результате значительно выросли тиражи периодических изданий - газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московские новости», журналов «Огонек», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов». Очень популярной была телевизионная программа «Взгляд», резко критически освещавшая многие стороны политики КПСС и государства.

    В общественно-политических и художественно-публицистических журналах также публиковались произведения критического характера. Писатели обращались к темам 1920-1930-х гг., культа личности Сталина и его последствий, темных страниц господства административно-командной системы.

    Общество все настойчивее освобождалось от идеологических тисков. В 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», где получили законодательное закрепление свобода слова и печати, отмена цензуры массовой информации, гарантировалось право на учреждение средств массовой информации не только государственным органам, но и отдельным гражданам, достигшим 18-летнего возраста. В стране возникли тысячи независимых газет и журналов.

    Демократизация науки и культуры. Были сняты запреты и сталинско-ждановские установки в отношении науки и культуры. Из ссылки возвращен академик А.Д. Сахаров. Ученые получили возможность пользоваться специальными, ранее закрытыми фондами библиотек и архивов. Прекратилась регламентация творческой деятельности. Пришло время возвышения творческой и научной интеллигенции - писателей, журналистов, актеров и режиссеров, историков и экономистов.

    Значительное место стало отводиться переосмыслению истории нашей страны, КПСС, так называемым белым пятнам истории. Переосмысление коснулось других общественных наук: философии, политической экономии, права. Больших масштабов достигло книгоиздание. Общество переживало книжный бум. Появилось много коллективных работ из серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм». Среди них одной из первых была книга «Иного не дано», авторы которой - известные ученые, писатели и публицисты, энтузиасты перестройки Ю. Афанасьев, Ф. Бурлацкий, Д. Гранин, С. Залыгин, Г. Попов, А. Сахаров и др. - выражали свое личное мнение о перспективах новой политики нашего государства, о том, кто и что мешает ее реализации.

    Получили право на существование многие выдающиеся произведения, находившиеся долгие годы под запретом: романы Б. Пастернака, А. Платонова, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, философские труды Н. Бердяева, А. Лосева, В. Соловьева и др. Наконец-то увидели свет запрещенные для печати в 1960-1970-е гг. «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина.

    Перестройка и гласность сделали доступным советским читателям творчество «русского зарубежья» - россиян, оказавшихся в эмиграции: В. Аксенова, И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова. Были изданы книги А. Солженицына. Наряду с романами особый резонанс получила его небольшая работа «Как нам обустроить Россию: посильные соображения». Она стала предметом широкого обсуждения и дискуссий политиков, ученых, студентов, множества поклонников творчества этого писателя. Испытывая чувство тревоги за судьбу родной страны, А. Солженицын предложил свой проект преобразований. Вскоре он вернулся в Россию.

    Заметным явлением стала публикация на русском языке работ зарубежных ученых - историков и обществоведов Ж. Желева, Р. Конквеста, С. Коэна, А. Рабиновича, Р. Такера, Р. Слассера, труды которых до перестройки были объектом нападок советских идеологов, утверждавших, что авторы якобы грубо фальсифицировали нашу действительность. В мае 1987 г. было прекращено глушение передач радиостанции «Голос Америки».

    В процессе «раскрепощения» прессы, радио, телевидения нередко редакторы газет, журналов, радио и телепередач, авторы публикаций и программ подвергались давлению со стороны партийных комитетов: многие партийные работники и политики считали, что гласность должна развиваться лишь «в рамках социалистического выбора», а некоторые вообще настаивали на ее свертывании. Но официального ограничения гласности не произошло.

    • См.: XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. В 2 т. Т. 2. С. 167-168.
    • Горбачев М.С. Годы трудных решений. Избранное. 1985-1992 гг. М., 1993. С.115.

    Использование нового советского термина произошло на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Политика гласности декларировала новые принципы в советском государственном аппарате: «Больше демократии, больше социализма! Назад, к Ленину!»

    Суть политики

    Причиной тому было мнение, что нужно углубить социалистическое управление народа. Предполагалось провести направленную реакцию общества на изменение взгляда на историческое развитие социализма в СССР. Главной идеей было показать ошибки сталинского пути, огрехи предыдущих генсеков, но сохранить правильность и незыблемость построения социализма, а затем и коммунизма в отдельно взятой стране.

    Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

    Проведение политики гласности включало в себя следующие моменты:

    • широкое обсуждение нового политического курса на митингах граждан;
    • отмена цензуры на печатные издания;
    • формирование многочисленных общественных объединений, поддерживающих перестройку;
    • проведение бесед и дискуссий о выборе пути развития.

    В Советском союзе впервые была декларирована многопартийность, отраженная и в поправке к Конституции СССР.

    Как и в любой реформе, и здесь имелись достижения и издержки политики гласности.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    В условиях новой политики возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Были оправданы Бухарин, Рыков, Каменев, Зиновьев и другие. Начала проводиться разработка научного сталинизма.

    Гласность затронула и СМИ. Начали транслироваться новые передачи: «Взгляд», «Пятое колесо». Печатались труды Солженицына, Бердяева, Соловьева и многих диссидентов.

    Рис. 2. Портрет Солженицына.

    Можно было не боясь критиковать существующую власть, что активно и делалось. Железный занавес был снят, советские люди увидели жизнь западного мира. Все это являлось положительными чертами проводимой политики.

    В то же время, к издержкам можно отнести письмо в «Советской России», написанное Ниной Андреевой, и имевшее заголовок «Не могу поступиться принципами».

    Она считала, что гласность фальсифицирует историю и учение марксизма-ленинизма. Она считала, что данная политика идет под протекцией Запада.

    Подобные мнения разделялись достаточно большой группой граждан СССР, что привело к столкновению различных идейных течений.

    Рис. 3. Горбачев и Раиса Максимовна.

    Таблица «Политика гласности: плюсы и минусы»

    Плюсы

    Минусы

    Потепление отношений с Западом

    Дифференциация общества по идейным течениям

    Завершение «Холодной войны»

    Прекращение руководящей роли компартии

    Перспективы интеграции СССР в мировое сообщество

    Смена застоявшегося политического режима

    Ослабление контроля над гражданами

    В Российской империи

    Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х , обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II , пришедшей на смену «канцелярской тайне».

    Гласность в СССР

    Из «Онтологии победы» Леонида Афонского : В конце 1986 года , когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич , наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру - аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек - Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности - в отличие от гласности Александра II - стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних - к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы - проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

    Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

    Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

    «К весне 1989 г. официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова», - считает Арчи Браун .

    К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

    В период гласности были освобождены многие диссиденты , и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

    В культуре

    В фольклоре

    Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» :

    Петька спрашивает Чапаева :
    - Василий Иванович, что такое «гласность»?
    - Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…
    - В самом деле ничего?!
    - Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Гласность" в других словарях:

      Предавать гласности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гласность публичность, явность, открытость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

      - (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по… … Политология. Словарь.

      Свобода оглашать свою мысль, открыто говорить. Ср. Повсюду торжествуетъ гласность: Вступила мысль въ свои права. В. Курочкинъ. Ср. Rara temporum felicitate, ubi sentire quae velis, et quae sentias dicere licet. Пер. Рѣдкое счастливое время, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      ГЛАСНОСТЬ, гласности, мн. нет, жен. (юр., книжн.). Доступность общественному обсуждению, контролю; публичность. Гласность суда. Принцип гласности. Предать гласности что нибудь (сделать известным обществу, опубликовать). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

      Общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или… … Юридический словарь

      ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения … Современная энциклопедия

      Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц … Большой Энциклопедический словарь

      ГЛАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. гласный 1. 2. Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Англ. publicity; нем. Transparenz. Максимальная открытость и правдивость в деятельности госуд. и обществ, организаций; действенная и активная форма участия обществ, мнения в демократическом решении важнейших проблем страны. Antinazi. Энциклопедия … Энциклопедия социологии

      Гласность - (англ. publicity) 1) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений. Этот принцип, известный и дореволюционному… … Энциклопедия права

      Гласность - ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Книги

    • Гласность. Мнения, поиски, политика , Сборник содержит официальные материалы, публицистические и научные статьи, посвященные анализу опыта и концепций гласности, выработке политики гласности. В отдельном разделе помещены… Категория:
    Похожие публикации