Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе “Как мы встречали гостей! Звуки и буква П” Работа с родственными словами

Татаринцева Н.Г.,учитель-логопед .

Коррекционно-образовательные:

Закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков [П] [П’];

Закрепить навыки различения данных звуков;

Закрепить умение выделять данные звуки в ряде слогл. Зв.;

Закрепить умение выделять звуки [П] [П’] в слога, словах и умение определять местоположение данных звуков в словах;

Познакомить с буквой П;

Уточнение и припоминание слов, содержащих звуки [П] [П’].

Коррекционно-развивающие:

Коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;

Развитие и уточнение пассивного образования;

Закрепление кинестетического образа звука;

Закрепление навыков звуко-слогового анализа;

Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества;

Формирование навыков самоконтроля.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображение буквы П, квадратики синего и зеленого цвета (для обозначения мягких и твердых согл. зв.).

План логопедического занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.
  3. Основная часть.
    1. Игра “Закончи слово”.
  4. Физминутка.
    1. Ответы на вопросы.
    2. Игра “Путаница”.
  5. Игра “Скажи наоборот”
  6. Знакомство с буквой П.
  7. Отхлопывание слов по слогам.
  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед: - Ребята, вспомните с какими последними звуками мы с вами знакомились, а поможет вам в этом Подсказка:

    На хоккее, на футболе

    Буква П – ворота в поле.

    Дети: Со звуками [П] [П’].

    Логопед: - Правильно, а кто из вас знает, как пыхтят чайники, когда закипают?

    Дыхательная гимнастика.

    Поставили руки на пояс, наклонились немного впереди с силой произносим: П-П-П-п…

  3. Сообщение темы.
  4. Логопед: - Сегодня я позвала к нам гостей – это два братца Звуки [П] [П’] и их сестренка Буква П.

    Звуки к нам уже пришли, сказали, что их сестрица задерживается. [П] [П’] большие озарники и проказники, одна из самых любимых игр “Прятки”, чтобы их отыскать нам понадобятся ваши внимательные ушки. Готовы?!

    Дети: Готовы!

  5. Основная часть.
    1. Характеристика звуков [П] [П’].
    2. Логопед: - Чтобы не перепутать гостей с другими звуками, для начала, вспомним характеристику звуков [П] [П’].

    3. Игра “Поймай звук и определи, какой он мягкий или твердый”.
    4. Логопед: - Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете. Ваза задача – определить есть ли в этом слове звук [П] или [П’]. Если услышали мягкий [П’] – нужно хлопнуть в ладошки, если услышите твердый звук [П] – поднимите руки.

      Слова: полет, пуля, копить, почта, Петя, суп, писк, праздник, поле, цепь … и т.д.

    5. Развитие звукового анализа и синтеза.
    6. Каждому ребенку предлагается по одному слову, в котором он должен определить местоположение звука [П] или [П’] (предварительно разобрать несколько слов.

    7. Игра “Закончи слово”.

Логопед: - Ребята, наши озорники еще хотят с нами поиграть в игру “Закончи слово”. Я читаю предложение, а вы попробуйте догадаться, какое слово потерялось:

Полине на день рождения подарили много (Чего?) …

Петя пишет (Чем?) …

Паша поет (Что?) …

Петя гуляет (Где?) в …

В лесу поют (Кто?) …

К каждому предложению приготовлена картинка, после того как дети называют “потерявшееся” слово, логопед показывает картинку.

В каждом найденном слове определить мягкий или твердый звук [П], показать карточку соответствующего цвета.

  1. Физминутка.
  2. Развитие внимания, памяти, мышления.
    1. Ответы на вопросы
    .

    Логопед: - Ребята, вы помните, какие у нас с вами получились предложения?

    Сколько Полине подарили подарков на день рождения?

    Кто и чем пилит?

    Ответы детей.

    Логопед: - Умницы, вы все правильно запомнили. А сейчас, я с нашими гостями, будем проверять кто из нас самый внимательный!

  3. Игра “Путаница”.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и запомните, в какой последовательности расположены картинки. Затем, вы закрываете глазки, я меняю картинки, и вы говорите, что и где перепутано.

Вы такие молодцы, что у меня вообще не получается вас запутать.

  • Игра “Скажи наоборот”
  • Логопед: - Пока мы с вами играли, наши звуки уже успели поссориться. Они утверждают, что вы их совсем не различаете и путаете. Это так?

    Дети: Нет, это разные звуки!

    Логопед: - Чтобы доказать братцам, что мы их различаем. Сейчас предлагаю игру “Скажи наоборот.

    Логопед: - Действительно, ребята, вы совсем не путаете наших гостей

  • Знакомство с буквой П.
  • Слышится стук в дверь.

    Логопед: - Ой, кто так? Вы знаете?

    Дети: Нет. Давайте откроем дверь и увидим.

    Логопед, открывая дверь, говорит: - Это наша задерживающаяся гостья, Буква П. Вы ее узнали?

    Дети: Да. Узнали!

    Логопед: - Покажите в воздухе, как она пишется.

    Правильно, теперь возьмите счетные палочки и выложите из них.

    Очень хорошо, вы все правильно и верно сделали, Букву П точно узнали.

    Ребята, вот и подошло к концу наше занятие и гостям пора возвращаться к себе.

    Подумайте и вспомните каждый по одному слову со звуком [П] или [П’].

    Дети: Пароход, пила, пакет, суп и т.д.

  • Отхлопывание слов по слогам.
  • Логопед: - Отхлопайте эти слова по слогам. Сколько слогов живет в каждом слове?

  • Подведение итогов занятия.
  • Логопед: - Ребята, кто у нас сегодня был в гостях?

    Чем отличаются звуки [П] [П’]? (характеристика звуков, сравнение).

    Каким цветом мы их обозначаем? (синим или зеленым).

    Анализ и самоанализ работы детей на занятии.

    1. МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»
    2. Тема: « В гостях у звуковичков »
    3. (итоговое занятие по звукопроизношению в старшей логопедической группе детей с ОНР.)
    4. Беляева Н.А.
    5. Учитель – логопед
    6. Саранск, 2014 г.
    7. Цели занятия:

    1. Коррекционные:

    • закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков;
    • развивать фонематическое восприятие.

    2. Развивающие:

    • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
    • закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные, звонкие, глухие;
    • развивать слуховое внимание;
    • упражнять в образовании сложных слов;
    • развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь.

    3. Воспитательные:

    • воспитывать желание активно работать на занятии;
    • воспитывать доброе отношение друг к другу.

    Оборудование: карточки для определения места звука в слове, картинки со звуком -л- в названии, магнитная доска, Звуковички, звуковые часы, карточки для звукового анализа.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как "солнечные лучики", соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

    2. Сообщение темы занятия.

    Сегодня я расскажу вам сказку. В одном Волшебном городе живут Звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные).

    3. Нахождение места звука в слове.

    В этом сказочном городе живут Звуковички. Они очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. Вы должны услышать, где находится звук -л- (в начале слова, в середине слова или в конце слова) и просигналить карточкой.

    Слова: лук, стул, лошадь, молоток, стол, колобок, лопата, сокол, лось, соловей, луна, полка, велосипед, лампа.

    4. Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.

    У Звуковичков из Звукового города произошло несчастье. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают, Звуковичком какого звука будут и называют свой "адрес". Например:

    А- гласный,

    Б- согласный, твердый, звонкий.

    5. Звуковые часы.

    Посмотрите, какие интересные часы есть в домиках у Звуковичков. Давайте проверим, как они работают.

    Покажите на часах картинку, название которой начинается с гласного звука, с твердого согласного звука и т. д.

    (На часах картинки: ананас, бабочка, гриб, лист, лук, курица, улитка, хлеб)

    6. Звуковой анализ слов.

    Звуки из сказочного города любят путешествовать. У них даже есть паровозик с чудесными вагончиками. Сегодня в путешествие отправятся звуки из слов: кот, гусь, бык, конь. Каждому звуку нужно купить билет- красный, синий или зеленый.

    7. Развитие слухового внимания.

    Звуковички хотят посмотреть, какие вы внимательные.

    Игра "Это правда или нет?"

    Теплая весна сейчас,
    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает в снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей,
    "Га-га-га" - пел соловей.
    Быстро дайте мне ответ-
    Это правда или нет?

    8. Загадки.

    Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в сказочном лесу. (Включается запись "Голоса птиц"). Какие звуки вы слышали?

    К нам на полянку прилетели птицы, а какие отгадайте?

    Маленький певец лесной лучше всех поет весной. (соловей)

    Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

    Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем. (скворец)

    Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (ласточка)

    Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами. (трясогуска)

    Черный, проворный, кричит: "Крак!" Червякам - враг! (грач)

    (На доску крепятся картинки с изображением этих птиц)

    9. Словообразование.

    У соловья звонкий голос - он звонкоголосый, у грача черные крылья - чернокрылый, у ласточки белая грудка - белогрудая, у трясогуски тонкий хвост - тонкохвостая, у скворца желтый клюв - желтоклювый, у кукушки громкий голос - громкоголосая.

    Мы с вами побывали в сказочном лесу и послушали звуки леса. Что мы можем делать со звуками? (Звуки мы слышим и произносим) А буквы мы видим, пишем и читаем.

    10. Конструирование букв.

    Смотрите! Это проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждой из них отнял один элемент. Помогите буквам, напишите недостающие элементы. (Дети дописывают недостающие элементы)

    11. Итог занятия, оценка деятельности детей.



    учитель-логопед высшей квалификационной категории
    Морозова Маргарита Викторовна
    Центр развития ребёнка – детский сад № 2 учебный корпус № 129
    г.Тула, ул. Демьянова д.26
    2013-2014 учебный год
    конспект разрабатывался, как часть итоговой работы, по окончанию дистанционных курсов в Педагогическом университете «Первое сентября»
    Начало формы
    Конец формы
    «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения» (72 часа)
    Конспект интегрированного занятия
    (коррекция звукопроизношения + театральная деятельность)
    по теме: «Дифференциация звуков Ш-Ж » (итоговое занятие)
    (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
    Цель: различение звуков Ш-Ж.
    Задачи:
    коррекционно-развивающие:
    корригировать произношение;
    корригировать и развивать слуховое восприятие;
    корригировать речевое дыхание;
    корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
    развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
    развивать внимание, память, логическое мышление;
    корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую
    сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
    образовательные:
    уточнить и расширить словарь по темам «Насекомые», «Домашние птицы»;
    систематизировать и обобщить знания о звуках Ш-Ж;
    воспитательные:
    воспитывать интерес к занятиям;
    воспитывать самостоятельность;
    воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
    здоровьесберегающие:
    планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
    соблюдать правильную посадку ребенка;
    способствовать созданию благоприятного психологического климата;
    соблюдать режим охраны зрения;
    чередовать статические и динамические задания.
    Оборудование:
    презентации «Загадки», «Договори слог», «Эхо», «Артикуляционная гимнастика»; настольный театр, игрушки «Гусь» и «Жук»; аудио диск с музыкально-игровыми упражнениями, логопедическими стишками и песенками для детей 2-6 лет Екатерины Железновой.Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
    Логопед загадывает загадки (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
    Его поймал я на цветке,
    Зажал, как следует в руке.
    Жужжит он: «Попрошу без рук,
    Я не железный, я же – … (ЖУК)»
    Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
    Слушай еще одну загадку:
    Шеи, вытянув, шипят.Ущипнуть тебя хотят.Громко крикнут: Га-га-га!Не боимся мы врага.Сытно птице у бабусиЭти серенькие … (гуси)!
    Ход занятия:
    - Кто это? Гусь. Какой звук издаёт гусь, когда злится и хочет ущипнуть кого-то? Правильно, звук [ш].
    - Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?
    - Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].
    Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
    Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].
    Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?
    Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
    Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
    -Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.
    Мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай выполним упражнения для языка. Артикуляционная гимнастика (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
    Драматизация сказки «Гусь и жук»
    Шагают навстречу друг другу Жук и Гусь (по столу «бегут» навстечу указательные и средние пальцы). Шагают они и поют свои песенки.
    Гусь: ш-ш-ш Жук: ж-ж-ж
    Чья песенка звонкая? Чья глухая? Споём вместе с нами! (Ребёнок повторяет песенки жука и гуся.) Встретились Гусь с Жуком, поприветствовали друг друга (подняли руки, помахали пальчиками) и запели.
    Гусь: ша-ша-ша
    шо-шо-шо
    шу-шу-шу
    ши-ши-ши
    Жук: жа-жа-жа жо-жо-жо
    жу-жу-жу
    жи-жи-жи Решили гусь и жук идти дальше вместе. (Указательные и средние пальцы обеих рук бегут вместе). Подошли они к лесному театру. Над входом в театр большой плакат: «Найди, назови свои картинки и входи!» помоги гусю и жуку найти и назвать свои картинки: гусю – со звуком Ш, жуку – со звуком Ж.
    Выполнив задание, Гусь и Жук входят в зал. Их просят выступить на сцене – рассказать потешки и скороговорки. Гусь рассказывает скороговорки со звуком Ш, Жук – на звук Ж. Помоги им вспомнить нужные скороговорки.
    Шуба, шапка, шарфик, шляпа,
    Это всё в шкафу у папы. А в шкафу у мамы естьШляп, наверное, штук шесть.
    На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
    Ёж с ежонком и ежихой
    собирают ежевику.
    Жук жужжит над абажуром,Жужжит жужелица,Жужжит, кружится.Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
    Дыхательное упражнение «Поём песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью.
    Игра «Наоборот» - преобразование слогов и слов
    а) ша-ша-ша – жа-жа-жа
    шо-шо-шо -
    шу-шу-шу -
    ши-ши-ши -
    жла-жла-жла – шла-шла-шла
    жло-жло-жло –
    жлу-жлу-жлу –
    жлы-жлы-жлы –
    б) ужи – уши
    жить – шить
    житьё – шитьё
    жутко – шутка
    жаль – шаль
    лужа – Луша
    жалить – шалить
    жил – шил
    жило – шило
    наживка – нашивка
    Составление предложений с парами слов.
    Немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Жук»
    Развитие тонкой моторики (упражнения для пальцев на столе).
    Я весёлый майский жук.
    Знаю все сады вокруг.
    Над лужайками кружу,
    А зовут меня Жужу.
    Не кусай, комарик злой!
    Я уже бегу домой.
    Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд («хоботок»). Мизинец и большой пальцы. Расслабив, опустить вниз – «лапки».
    Упражнения на основе фонетической ритмики.
    - Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул). затем произнося [ш-ш-ш…], медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).
    - Руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося
    [ж-ж-ж…], дети совершают быстрые, мелкие дрожащие движения
    руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
    Отгадывание и заучивание загадки
    Кому нужны иголки для житья?
    А кому нужны иголки для шитья?
    Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Эхо» (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
    снег – снежок
    стог – стожок
    сапог – сапожок
    флаг – флажок
    утюг – утюжок
    луг – лужок
    смех – смешок
    посох – посошок
    Договори слог ша: (см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
    кры…, гало…, ту…, гру…, ка…, ча…, су…, но…
    Договори слог жа:
    ко…, лы…, лу…, са…, пря…, сту…, стра…, покла…, ме…, рого…
    Прослушивание и повторение аудиозаписи Екатерины Железновой
    Конфетки (ШИ,ШО, ШУ, ША)
    ШИ, ШИ, ШИ, ШИ, как конфетки хороши
    ШО, ШО, ШО, ШО, мойте ручки хорошо
    ШУ, ШУ, ШУ, ШУ, я к столу вас приглашу
    ША, ША, ША, ША, будем кушать не спеша.
    Ёж (ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ)
    ЖА, ЖА, ЖА, ЖА, я нашёл в траве ежа
    ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖУ, дали яблоко ежу
    ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ёжик съел его уже
    ЖИ, ЖИ, ЖИ, ЖИ, нам животик покажи.
    Логопед предлагает ребёнку вспомнить, что он делал на сегодняшнем занятии, какие звуки произносил, оценивает работу ребёнка и предлагает на следующем занятии снова поиграть в театр. А для это дома ты выучи скороговорки со звуками Ш и Ж.
    Литература:
    Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
    Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет/Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
    Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
    Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


    Приложенные файлы

    Конспект интегрированного индивидуального

    логопедического занятия по звукопроизношению.

    Тема: Автоматизация звука [Р].

    Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

    1. Образовательные:

    Уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

    2. Коррекционно-развивающие:

    Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

    Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

    Развивать фонематический слух на звук [Р];

    Корригировать и развивать слуховое восприятие;

    Корригировать речевое дыхание;

    Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте;

    Развивать мелкую и общую моторику при работе с аппликацией, умение согласовать речь с движением;

    Развивать внимание, память, логическое мышление;

    Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.

    3. Воспитательные:

    Формировать положительную мотивацию на занятии;

    Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

    Воспитывать аккуратность в работе.

    Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, символы обозначения звуков (синий и красный квадрат),ватный шарик, лист бумаги, клей, фигурки животных, вырезанные из бумаги.

    Ход занятия.

    Этапы занятия

    Время

    Деятельность логопеда

    Деятельность ребенка

    Орг. момент

    Тарарам, тарарам,
    Кто спешит в гости к нам?
    Этот мальчик - из полена,
    Азбука была при нем!
    Собирался в школу днем.
    Кто же это?
    -Правильно! Вот наш гость - Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки.

    А Буратино еще не научился произносить звук [Р].

    Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

    Отгадывают загадку.

    Сообщение темы занятия

    И сегодня тема нашего занятия автоматизации звука [Р]с логах, словах и предложении.

    Анализ артикуляции звука

    Ребята для того, чтобы наш звук [Р] звучал красиво и правильно, давайте сделаем «Весёлую артикуляционную разминку для губ и языка»
    Цирк по улице идёт,
    Все стоят разинув рот!
    ^ Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления.
    Цирковое представленье
    Нам поднимет настроенье!
    Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
    Мишка ходит по канату!
    Он получит мёд в награду.
    ^ Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка.
    Выполнив удачный трюк,
    Радостно поёт индюк.
    Производить быстрые движения по верней губе широким кончиком языка
    Вперёд- назад.
    На качели куры сели,
    Вверх под купол полетели:
    Вверх-вниз…Вверх-вниз.
    Крепче, курочка держись
    ^ Ритмично понимать и опускать кончик языка.
    Две мартышки- акробатки
    Ловко скачут на лошадке.
    Поцокать языком
    В медвежат из пулемёта
    Леопард стреляет мёдом!
    ^ Имитировать стрельбу: «Трррр».
    Клоун Зайчик всех смешит:
    Колокольчиком звенит,
    Произносить: «Дзззззынь…»
    -Молодцы!

    Характеристика звука

    Скажите как рычит ТИГР? Порычим как маленький тигренок- тихо (р-р-р), теперь как взрослый тигр- громко. (р-р-р)
    - Давайте вспомним, как мы произносим звук (р)? Расскажите о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой)
    - Какой же звук (р)? (согласный)
    - Почему? (ему мешает кончик языка, поэтому образуется преграда.
    - Что еще мы можем про него сказать? (он звонкий и твердый).

    Характеризуют звук.

    Закрепление звука в изолированном виде

    А сейчас мы с Вами представим, что мы маленькие тигрята и громко рычим

    Р-р-р-р-р-р-р-р

    Произносят звук изолированно.

    Связь буквы со звуком

    Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

    буквы мы видим, пишем, читаем

    звуки мы говорим и слышим

    Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р?

    Дают объяснение чем отличается звук от буквы.

    Развитие фонематического слуха

    А сейчас поиграем в игру « Хлопай, не зевай», я вас буду называть разные буквы, а ваша задача во врем хлопнуть, когда услышите звук [Р], готовы?

    А, о, р, в, к, у, р, ш, т, р,ц, м, ф, и, р, р.б, ю,в, р. Какие вы молодцы.

    Играют в игру «Хлопай, не зевай» на звук [Р].

    Закрепление звука в слогах

    Вы хорошо справляетесь, и у нас нова игра, «Повторяй за мной», мы будем повторять слоги:

    Ра-ро-ру-ры-ри-ре-ря-рю

    Проговаривают звуки за логопедом.

    Закрепление звука в словах.

    Ребята я вам буду показывать картинки, а ваша задача назвать кто на ней изображен и выделить звук [Р] (тигр, бегемот, гепард, рысь, лиса, жираф, носорог, ёж, заяц, волк.

    Рассматривают картинки с животными, называют их, выделяют звук.

    Закрепление звука в предложении

    Ребята, а сейчас наша задача записать предложения и сделать разбор каждого звука, как мы с вами и умеем.

    Ворона кормила воронят.

    Анализируют предложение.

    Закрепление звука в тексте

    Ребята послушайте интересный текст про медвежат и то как они купались.

    КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

    Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

    Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка

    зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не

    выполоскала в воде.

    Какой звук я выделяла в словах?

    Слушают текст, выделяют звук.

    Домашнее задание.

    - Вот и подошло наше занятие к концу, и домашнее задание будет заучивание скороговорки.

    Галка села на забор,

    Грач завел с ней разговор.

    Сорок сорок воровали горох.

    Проворонила ворона вороненка.

    Слушают домашнее задание.

    Оценка деятельности детей.

    Вы хорошо сегодня занимались, активно работали. Молодцы!!!

    Похожие публикации