Священномученик николай искровский, пресвитер. Священномученик николай искровский Ин тропарь священномученику Николаю Искровскому

Крестовоздвиженский храм в селе Искровка (что на стыке границ Кировоградской и Днепропетровской областей, в 45 км от Кривого Рога), где почивают мощи о. Николая, является местом тихого паломничества...

В Царский день 17 июля 2001 года, 15 лет назад, Священный Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II постановил прославить Священнопротоиерея Николая (убиенного 2 октября 1919 года) клирика Кировоградской (Елисаветградской) епархии в лике священномучеников.

Святым о. Николая почитали и при жизни: он «вычитывал» бесноватых, врачевал больных, обладал даром прозорливости: ему была открыта дата собственного убийства. Он её называл - 2 октября. Это запомнили; были и те, кто ждал - исполнится или нет. Он говорил, что его будут хоронить трижды.

Между тем, нам мало что о нём известно. Неведома и его фамилия. Вдова о. Николая дважды её меняла. Сын поменял фамилию ещё раз, вернувшись из лагерей, чтобы - как полагают - обезопасить уже своих детей. Если это так, то можно заключить: фамилия была «на слуху», громкой. Родственно он как-то был связан с Тулой, оттуда приезжали гости.

Документов не сохранилось, но по разрозненным воспоминаниям Крестовоздвиженский храм построен на средства императора Николая II. Рассказывают так (запись с пересказа воспоминаний очевидицы Феоны Головатой, умершей в 1982 году в возрасте 96 лет): «Церковь в Искровке построилась в 1905 году на деньги царя Николая II. К нему поехали два человека просить землю под церковь, потому что пан по имени Виктор не хотел ее дать даром. Тогда царь спросил, за какие деньги будут строить. Они сказали, что будут по людям ходить-просить на строительство храма. Царь спросил, где возле их села есть ближайшая станция, туда, мол, будет приходить кирпич, вы будете перевозить, а вам будут за это платить...»

То есть Государь откликнувшись на просьбу жителей. Он посодействовал решению вопроса с приобретением земельного участка и, как полагают, из личных средств оплатил закупку кирпича, перевозку материалов и работу строителей. Более того, по его просьбе в Петербурге дьякон Исаакиевского собора о. Николай, духовное чадо праведного Иоанна Кронштадтского, был рукоположен во священника и направлен настоятелем в Искровку.

Внучка Николая Искровского Уара, 1942 года рождения: «Мама никогда не говорила о том, что она невестка о.Николая, всё было в тайне. Знали только те люди, которые действительно были верующими и знали дедушку и бабушку. После закрытия храма мы стали часто ездить к могиле дедушки, больше стали расспрашивать о дедушке и бабушке.

9 мая 1955 года вернулся с тюремного заключения наш папа. Этой радости не передать. Иногда он рассказывал о дедушке, бабушке, о себе... Рассказывал, что дедушка был высокий, подтянутый, кудрявый... Всегда ходил с улыбкой, любил пошутить. Ходил всегда в скромном подряснике. Роскошных одеяний не любил. Был простым священником. Служил диаконом в Кронштадте, возле отца Иоанна Кронштадтского, закончил Духовную академию в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадтский направил дедушку на Украину, в самую глушь - Искровку, построить там церковь, служить Богу и лечить людей».

Молва так же доносит, что Государь с семьёй присутствовал на освящении храма. Есть и явно фантастический слух: «Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду». В любом случае, всё это свидетельствует о глубинном почитании верующими людьми своего монарха-страстотерпца.

И ещё Феона об о. Николае: «У него была послушница Ефросиния... <которая> приходила в храм первой, а уходила последней. Один раз пришла утром и услышала, как о. Николай с кем-то разговаривал, и последние слова были: «Для тебя, Господи, всё готов претерпеть». Когда батюшка вышел из алтаря, она спросила, с кем он разговаривал. Он ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

Село Искровка расположено в местности достаточно своеобразной. Пока едешь к селу, часто видишь в степи высокие грунтовые отвалы - это гигантские карьеры рудников. Железные рудники. Где-то поблизости и урановые. Горные разработки видны нам через гугл и из космоса - никем не лечимые язвы земли. Искровка стоит на реке Ингулец при впадении в неё реки Жёлтая. В запрудах много рыбы, ловят её и сетями (верно, браконьерят) и руками, рыба по виду как бы сонная (связано ли это с урановыми рудниками - никто не говорит, но рыбу ловят все, кому ни лень).

Вблизи реки о. Николай выкопал источник (место было в конце его большого огорода) и сказал: «Нигде вокруг не будет такой воды. А этот источник неиссякаемый!». В теплое время года о. Николай ежедневно проводил молебны возле этого источника, там и «вычитывал». При строительстве дамбы на Искровском водохранилище источник засыпали. Рассказывают: «Через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях - специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушел». Недавно обильный источник был благоустроен в очередной раз. Ключевые струи бьют в двух местах. Над ними установлены кресты из чёрного камня, оборудована купальня, как заведено и в других местах на святой Руси.

Об убийстве священника Николая.

Жительница Кривого Рога Мария Клименко пересказывает то, что слышала от своих родителей: «Ночевал он последнюю ночь у одних людей и сказал: «Сегодня я у вас, наверное, ночую последнюю ночь. Но, кто будет молиться и поминать, того я вымолю из ада и его сродников до 5-го колена». В этот день, 2 октября 1919 года, его убили махновцы. Наехало их очень много. Три махновца пришли в храм, вывели батюшку из храма, издевались над ним, как только хотели, - это видели искряне. Потом привели его к кладбищу. Один из махновцев выстрелил батюшке в грудь, пролилась кровь».

В рассказе Феоны - другие убийцы: «В тот вечер прилетел отряд красных. Батюшка людей отпустил домой, а сам вылез на колокольню. Но староста сказал, где батюшка. Красные его стянули, вывели на кладбище и расстреляли. Шли мимо две женщины с поля и прикопали его, а ночью пришли еще с одним мужчиной и перехоронили на другом месте. Через год приехало много священников, сделали гроб и перехоронили возле храма... тело о.Николая было нетленное, такое, будто его сегодня убили».

Вот и получилось - трижды хоронили.

Кто же убил?

Мария Клименко: «Павел, который убил отца Николая, жил на руднике Фрунзе возле депо; долго болел. Его жена пригласила Евдокию, которая постоянно ходила в Николаевскую церковь и которая была на руднике «Октябрь» в Кривом Роге. Эту Евдокию приглашали к больным. Она помолится, и больной или больная выздоравливают. Евдокия удивилась, что Павел такой высохший, одна шкура да кости. Только и того, что живой. Спрашивает его: «Брат, какой же ты грех сделал, что до сих пор не умер и не выздоравливаешь?» Он рассказал ей о том, как он убивал и как от его руки умер священник Николай Искровский. Говорит Евдокия жене Павла: «Привези священника, чтобы он его причастил, маслособоровал, тогда он умрет или выздоровеет». Жена привезла священника, сделали обряд, вскоре Павел умер».

Много позже об этом рассказал и нынешний настоятель Искровского храма протоиерей Василий: «Когда я только приехал сюда, один дедушка решил покаяться (он много лет болел, просил смерти у Бога, но всё не умирал). Он-то и рассказал...»

Рассказал, помимо прочего, что у большевиков существовал специальный отряд, «в который входило около пятидесяти человек. Набирали туда местных. Их задача была именно убивать священников: большевики «боролись» за умы крестьян».

Тут вопрос к историкам. Но доподлинно известно, что в июне 1919 года В.И. Ленин был извещён о чрезвычайных делах ЧК на Украине и отправил председателю Всеукраинской ЧК М.Я. Лацису записку: «...на Украине Чека принесли тьму зла, будучи созданы слишком рано и впустив в себя массу примазавшихся. Надо построже проверить состав... При удобной оказии сообщите мне подробнее о чистке состава Чека на Украине, об итогах работы».

При этом из истории Красного террора известно, что среди приговоров того времени был такой: «За участие в Союзе русского народа в 1905 году». Революционеры мстили за своё поражение в Первой русской революции.

Как известно, св. Иоанн Кронштадтский, чьим духовным чадом был о. Николай, приветствовал создание СРН, оклеветанный позже всеми врагами исторической Руси. Праведный Иоанн вступил в СРН, написав в заявлении: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, - прошу зачислить меня как единомышленника».

«Дедушка», о котором говорит о. Василий, на исповеди признал себя убийцей «искровского попа». «По его словам, - продолжает о. Василий, - Николай был девятый, кого они убили, и далеко не последний. Но это убийство долго не давало покоя всем в отряде: когда отец Николай умер, лошади встали на колени...»

Любопытно, что в Акафисте эпизод с конями включён в иной контекст: «...богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй...»

Богоотступники - «активисты» режима - конями хотели затоптать могилу, но кони встали перед ней на колени. В Акафисте, вероятно, поётся о третьей могиле о. Николая, о той, в которой он был похоронен в 1920 году за алтарём царской церкви.

Мощи о. Николая обретены 17 сентября 2001 года. Из документа «Обретение мощей священномученика Николая Искровского»:

«04.20. Докопались до крышки гроба. Гроб обит материей розового цвета и золотой бахромой. Крышка гроба частично провалилась (в ногах)...

04.35. При снятии крышки гроба видно: голова покрыта покровцом (видны зубы нижней челюсти). В правой руке Крест. Под левой рукой Евангелие. Кадило находится с правой стороны от мощей.

04.40. Сняли покровец. Большая часть сохранилась, и началось благоухание. На задней части головы сохранились волосы с телом. Волосы черные. Ризы зеленого цвета. Передняя часть лица и верхняя челюсть сильно раздроблены. От черепа идет благоухание. Приподняли левую руку с Евангелия, на Евангелии много мира. Миро не благоухает...

05.25. Обнесли мощи вокруг храма один раз с пением «Святый Боже».

05.30. Занесли в храм для облачения...

Проходит осмотр повреждений.

Повреждение мощей:

Раздроблена передняя часть лица, лба и верхней части головы (от сильных и частых ударов). Сломана нижняя челюсть, нет нескольких задних зубов. Остальные зубы в хорошем состоянии. Третье ребро снизу (справа) - сломано. Сломан тазобедренный сустав справа. На мощах в области сердца обнаружены два круглых отверстия. Нет чашечки на левой ноге...»

Над ним люто издевались, словно бы действительно мстили...

Настоятель храма о. Василий говорит, что временами мощи, ныне находящиеся в храме, в раке, изготовленной в Одессе, начинают благоухать, причём это не зависит от того, открыта стеклянная крышка или закрыта.

По молитвам к Николаю Искровскому происходят исцеления, поражающие врачей...

Наличие свидетельств, иногда противоречащих друг другу в деталях, как известно, подтверждает истинность события и создаёт многомерное видение. Между тем, полноценное Житие свщм. Николая Искровского ещё не написано. В будущем, вероятно, что-то могут прибавить и дополнительные изыскания в архивах Петербурга, как и другие изыскания и свидетельства...

По открытым источникам, Олег Мономах

17 июля 2001 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении в лике святых протоиерея Николая, служившего.

История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбою последнего императора России Николая ІІ, его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.

Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя - страстотерпца диакон Николай из Исаакиевского собора г. Санкт - Петербурга оказывется на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала - десять. А о. Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут - то она и ответила - десять.

Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги» велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.

Еще при жизни батюшка призывал обращаться в будущем к нему как к живому и просить у него помощи после его смерти. И помогал как живой!

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды, стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления. Летом он вычитывал на своем источнике, зимой, когда было холодно, молился в храме. Многие приходили послушать проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и ее сильно бьет о землю (черная болезнь). Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о. Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям - одиночкам.

В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в Лозоватке) и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, рано утром, войдя в храм, она услышала слова святого: «Для тебя, Господи, готов все претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о. Николай на ее вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания. В последний день своей жизни 2 октября 1919 года, священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем вместе с другими перезахоронили его в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, якобы тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.

Пройдет долгих восемьдесят лет, сменятся времена и правительства, память об о. Николае сохранится в сердцах православных. К нему неотступно будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство. Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят … »

Мальчик, привезенный с Севера России (а ему приснился о. Николай и источник), стал ходить. Калека - шахтер оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого. Силу чудотворного источника ощущают на себе нынешние поколения православных, оставляя в храме теплые слова благодарности священномученику.

17 сентября 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая. Сегодня они почивают в стеклянной гробнице Кресто - Воздвиженского храма с. Искровка. (Кировоградская обл. Украина). Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

Страдания, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого Николая Искровского.

Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши – селе Искровка – воссияет Небесный Свет человеком. Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижиничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного.

История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбою последнего императора России Николая ІІ, его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.

Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя – страстотерпца диакон Николай из Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга оказывается на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!»

Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала – десять. А о. Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут-то она и ответила – десять.

Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги» велел вернуть их.

Другому, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.

Еще при жизни батюшка призывал обращаться в будущем к нему как к живому и просить у него помощи после его смерти. И помогал как живой!

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды, стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления. Летом он вычитывал на своем источнике, зимой, когда было холодно, молился в храме. Многие приходили послушать проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и ее сильно бьет о землю (черная болезнь). Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о. Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям-одиночкам.

В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в Лозоватке) и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, о. Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов все претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о. Николай на ее вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания. В последний день своей жизни 2 октября 1919 года, священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли.

Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем вместе с другими перезахоронили его в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, якобы тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.

Как ни странно, и крест над могилой, и часовенка над могилой священномученика сохранились – даже когда в помещении церкви был склад зерна, трогать могилу отца Николая никто не решался. По свидетельству внучки отца Николая - Уары, которую мать водила на могилу дедушки, «на могиле качались, чтобы спины не болели, ели с могилы землю, чтобы быть здоровыми. Не только мы это делали, но и многие дети, взрослые».

У нас тут была бабушка Мария, - говорит нынешний настоятель Искровского храма отец Василий. – Она рассказывала, что в 1920-м, когда перезахоранивали священника Николая, ей было девять лет. Говорила: «Когда достали его, разлилось благоухание».

Когда же мы стали раскапывать могилу, чтобы обрести мощи в 2001-м, я понял, о чём она говорила. Чем глубже мы копали, тем отчетливее становился запах – я бы сказал, больше всего похоже на цветущие груши. Когда открыли гроб, увидели: мощи сохранились (не полностью, конечно, тление должно быть, так Бог показывает нам, что это все-таки человеческое тело).

Когда мы принесли мощи в церковь, то первые несколько дней этот «грушевый» запах был даже слишком сильным, потом становился все слабее. Сейчас иногда во время службы он вдруг появляется и наполняет всю церковь, как будто облако, – причем неважно, открыты мощи или закрыты, насколько близко от гроба ты находишься и т.п. - благоухание везде одинаковое…

Что же касается чудотворения, то именно чудо, ничем другим не объяснимое, я видел одно (случаев исцеления было очень много, сначала мы их фиксировали, а потом перестали). Лет шесть назад приехала семья из Кривого Рога с полугодовалым мальчиком, у которого был тройной порок сердца. Через три месяца мальчику должны были делать операцию в институте Амосова, врачи сразу предупредили их, что операция если и поможет, то ненадолго, но родители не теряли надежды. Они пробыли здесь несколько дней, прикладывали мальчика к мощам, пару раз мы отслужили службу возле святого источника, купали там малыша, потом они уехали.

Через полтора года приезжают, зовут квартиру освятить. Спрашиваю: «Как малыш?» Говорят: «Приедете святить – посмотрите». Приехал: мальчишка бегает, веселый, здоровый, говорю: «Смотрю, операция удачно прошла». «А не делали, - говорят, - операции. Сказали: не нужно уже»… Я не очень разбираюсь в медицине. Многие исцелялись: пиелонефрит, склероз, варикоз и т.п., но чтобы такое – тройной порок сердца, и вдруг сам прошел!..

Отец Василий и другие местные жители обливаются водой из источника регулярно, многие приезжают за ней, набирают в баклажки – говорят, исцеляет от любого недуга.

Что же касается семьи отца Николая, то матушка Анна, сменив две фамилии, как и предсказывал ее муж, была репрессирована и, видимо, умерла в лагерях. Сын Димитрий, вопреки предсказанию отца, священником не стал, но стал фотографом, и тоже был судим как враг народа.

У Димитрия была огромная семья: восемь детей, шестеро из которых живут в Кривом Роге и каждый год приезжают в Искровскую церковь.

Да, верно то, что нет пророка в своем отечестве, – это аксиома. Но у святого Николая Искровского есть ещё один существенный «недостаток» - он был живым веселым человеком, любящим отцом и мужем. Разве такими мы представляем святых?

Отец Василий говорил: «Такого совершенства, такого Божьего благословения достигают обычно старцы, проведшие жизнь в аскетизме и странствиях… Отец Николай не был монахом, он был достаточно богат, погиб сравнительно молодым (точный возраст его неизвестен, но ему было никак не больше сорока) и, тем не менее, сподобился такой Божьей милости… Я много читаю жития святых, но такого больше не встречал.»

В 1998 году, когда Николая Искровского еще и не думали канонизировать, в Искровку приходил странствующий монах Нестор из Китайпустыни, наделенный даром ясновидения. Помолившись на могиле Николая, Нестор сказал: «Много сейчас прославили святых от людей, а этот святой - от Бога»…

Прошло долгих восемьдесят лет, сменились времена и правительства, но память об о. Николае хранится в сердцах православных. К нему неотступно обращались и будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство.

17 июля 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая и, определением Священного Синода Русской Православной Церкви, было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинала возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу. Тропари и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью. Страдание, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого.

Сегодня мощи священномученика Николая почивают в Кресто-Воздвиженском храме с. Искровка.

Декабрь 13th 2012 -

Николай Искровский

и в день Собора Новомучеников и Исповедников Российских

17 июля 2001 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинает возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу.

Тропари и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью. Страдания, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого. Его труды и факт исповедничества вполне сравнимы с несением Креста Господом нашим Иисусом Христом, его путь к Царствию Небесному поистине есть шествие тесными вратами. Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши — селе Искровка — воссияет Небесный Свет человеком. Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижиничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного.

История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбою последнего императора России Николая ІІ, его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.

Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя — страстотерпца диакон Николай из Исаакиевского собора г. Санкт — Петербурга оказывется на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала — десять. А о. Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут — то она и ответила — десять.

Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги» велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.

Еще при жизни батюшка призывал обращаться в будущем к нему как к живому и просить у него помощи после его смерти. И помогал как живой!

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды, стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления. Летом он вычитывал на своем источнике, зимой, когда было холодно, молился в храме. Многие приходили послушать проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и ее сильно бьет о землю (черная болезнь). Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о. Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям — одиночкам.

В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в Лозоватке) и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, о. Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов все претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о. Николай на ее вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания. В последний день своей жизни 2 октября 1919 года, священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем вместе с другими перезахоронили его в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, якобы тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.

Пройдет долгих восемьдесят лет, сменятся времена и правительства, память об о. Николае сохранится в сердцах православных. К нему неотступно будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство. Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят … »

Мальчик, привезенный с Севера России (а ему приснился о. Николай и источник), стал ходить. Калека — шахтер оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого. Силу чудотворного источника ощущают на себе нынешние поколения православных, оставляя в храме теплые слова благодарности священномученику.

17 сентября 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая. Сегодня они почивают в стеклянной гробнице Кресто — Воздвиженского храма с. Искровка. (Кировоградская обл. Украина). Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

(По материалам воспоминаний родственников и людей, лично знавших батюшку, рассказам местных жителей жизнеописание составил

иерей Георгий Ханов. Свято-Духовская церковь.)

В двадцатом столетии, в эпоху невиданных по своим масштабам, коварству и жестокости гонений за веру, Промыслом Божиим посылаются священнослужители, способные выстоять в годину огненных испытаний. Их жизнь и смерть убедительнейшая проповедь истинности Христова дела. Уразумев волю Спасителя, они сохранили верность своему призванию до смерти. Вслед за Иисусом — Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета — они вошли во святилище со своею кровию: да очистятся грехи людские, ибо без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9, 22). К числу таких избранников Божиих принадлежит прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой-Сергиевой Лавре 17 июля 2001 года, на праздник страстотерпца царя Николая II, священномученик Николай, пресвитер села Искровки от Кировоградской епархии. Ни жизнь, ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч не мог ли отлучить его от любви Божией. Все это им преодолевалось, по слову апостола, силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35, 37).

Святой священномученик Николай, пресвитер села Искровки Елисаветградской (сейчас Кировоградской) епархии, родился примерно в 1877-78 годах, в благочестивой православной семье, в царствование Императора всея Руси царя Александра III. В крещении будущий страстотерпец Христов был наречен Николаем, в честь святителя и чудотворца Николая, древнего покровителя Святой Руси. Детство и юность священномученика Николая, проходило в христианском воспитании, под мудрым руководством отца и матери, которые прививали ему любовь к Богу, к Православной Церкви долг и уважение к своему отечеству, и сострадание к нищим и сирым. По окончании школьного образования, отец Николай поступает в Петербургскую духовную семинарию, где Промысел Божий своего избранника сводит с великим пастырем Святой Руси святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по Божьему определению берет его в духовные чада и до кончины своих дней окормляет сего избранника, уча его жертвенной любви к Богу, к страждущим людям и помогает ему в то переломное время, безбоязнено вещать славную истину Христову, перед обольщаемой Русью. Перст Господень судил будущему светилу Православной церкви священномученику Николаю, воссиять своим пастырским служением в далекой веси Искровка, в глубинке Киевской Руси в пределах земли Елисаветградской.

Храм в селе Искровке, где проходил пастырское служение отец Николай, построен на средства страстотерпца царя Николая II. Люди села Искровки были бедные, но они очень хотели иметь в своем селе храм, где бы могли прославлять Бога, Владычицу Богородицу и святых Божиих угодников. Они пошли к местному хозяину пану Виктору, просить помощи в строительстве и выделении земли под церковь. Пан в их прошении отказал, тогда они решили послать делегацию из своего села за помощью к царю Николаю II. Когда посланные люди приехали к царю и просили землю под строительство храма, царь их спросил за какие деньги они будут строить храм, они ответили, что будут ходить и просить у людей. Царь также спросил, какая возле их села ближайшая станция и распорядился, чтобы туда доставили кирпич и стройматериалы для строительства храма в их селе. Так по Божией милости и при помощи святого царя-страстотерпца Николая II, начали строить храм в селе Искровке Елисаветградской епархии. Окончательно строительство храма окончилось в 1905 году. Люди начали подготавливаться к освящению и искать себе священника. В граде Петербурге будущий страстотерпец Христов Николай был рукоположен в диаконский, а потом в священнический сан и назначен духовным епархиальным начальством по прошению царя настоятелем храма села Искровки.

Торжественное освящение храма состоялось в 1905 году, в присутствии Его Величества царя Николая II и его августейшей семьи, также на освящении храма был приглашен великий молитвенник и печальник земли Русския святый праведный Иоанн Кронштадтский. После освящения храма, верующим села Искровки, был представлен их настоятель отец Николай. Так же царственными страстотерпцами храму был подарен, золотой евхаристический набор. Пастырское служение будущего священномученика Николая в селе Искровка, проходило со страхом, трепетом и жертвенной любовью за ближния своя. Он был любвеобильным ко всем, помогал в беде и скорби, он как служитель выступал на борьбу с маловерием и вольнодумством, которое в то время начало отравлять умы православных христиан. Также как и его духовный отец, святой праведный Иоанн Кронштадтский, отец Николай призывал людей к покаянию, к благочестивому житию по заповедям Господним и к возвращению к истинным истокам Святой Руси. Духовным прозрением, которое ему даровал Господь за его праведную жизнь, он предвидел дальнейшие скорби людей и Православной Церкви в России. С болью и скорбью в сердце предупреждал страстотерпец отец Николай, о тех страшных кровавых гонениях на Руси, которые Господь попустит за отступление народа от Бога и благочестия прадедов и отцов. Он учил свою паству усердно молиться, поучал людей любви Божией, наставлял их своим жизненным примером, которое багатно почерпнул у своего духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Также священномученик Николай, часто посещал град Елисаветград, где служил с духовенством города. Посещал также своих духовных чад, которых он много имел, близких знакомых и всех жаждущих его наставления и молитвы. Он много имел духовных чад из Тулы, Петербурга, Москвы, Екатеринослава, Кривого Рога, Елисаветграда и других городов Руси. На источнике, вырытом им в селе Искровка, проводил часто страстотерпец отец Николай, вычитки бесноватых, молебны водоосвятные за болящих. Многие на источнике по молитвам угодника Божия получали исцеление и облегчение. Люди отца Николая называли святым батюшкой, потому что, он имел от Бога дар прозорливости, изгонял бесов, лечил молитвою скот.

Рассказывала раба Божия Головата Фиона, жительница села Искровки (1886 г. рождения — 1982 г. смерти). У батюшки отца Николая, была помощница по храму раба Божия Евфросиния, которая приходила в храм первая, а уходила последняя. Однажды пришла она утром в храм на службу и слышит, как отец Николай с кем-то в алтаре разоваривает и ей услышались, только последние слова: “Для тебя Господи, все готов претерпеть”. Когда батюшка вышел из алтаря, она спросила его с кем он там разговаривал. Батюшка ответил: “Если слышала, то никому не говори пока я живой, потому что меня должны скоро убить и три раза хоронить — это от крыл мне Господь”. Батюшка знал, какая власть придет и людей вразумлял, говорил, что придут безбожники и богоборцы. Наступил 1917 год. Год революции и перемены власти, власти тьмы. Власть, которую попустил Бог за грехи и отступления народа. Власть, которая прольет море крови. Отец Николай в те дни говорил своей матушке Анне: “Не тужи матушка, меня убьют и три раза будут хоронить, а ты с детьми будешь скрываться под двумя фамилиями”. Так оно и было, как предсказал ей батюшка.

Наступил 1919 год. В этом году батюшка уже открыто говорил многим людям. что скоро его убьют и даже в какой день и какого числа. По святой Руси уже два года шло кровавое гонение на пастырей, монашествующих и православных христиан. Богоборческая власть убивала зверски тысячи безневинных страдальцев за Веру, Христа и Отечество. Священномученик Николай знал, что его ждет мученический венец, это ему было извещено Самим Господом. 2 октября 1919 года, когда в село Искровку вошли красные богоборцы батюшка Николай в это время находился в церкви с людьми. Зная, что его в этот день ждет мученическая смерть за Христа, он поспешно благословил людей в церкви и отправил их по домам. Сам поднялся на колокольню и пав на колени просил Бога сил в Вере устоять и прощение его убийцам дать. На колокольне, красные батюшку нашли и подвергли его страшным мучениям. Священномученика Николая жестоко избивали, в результате чего ему перебили верхнюю челюсть и растрощили прикладом нос, раскололи череп на несколько частей, пробили дырку в верхней части груди, переломали несколько ребер, выбили левую чашечку колена, растрощили пальцы обеих ног*, обливали холодной водой. Затем за волосы стянули страдальца Христова с колокольни и привели его на кладбище, где заставили себе рыть яму. Отец Николай видя, что скоро они его убьют, попросил у безбожников время для последней молитвы. Безбожники со смехом ему разрешили. Став на колени, батюшка Николай стал молиться. В эти минуты, когда страдалец Христов молился Богу, красные безбожники сзади дважды ему выстрелили в спину, полуживого бросили в яму и закопали. После всех своих зверских поступков над невинным страдальцем Божиим, убийцы направили лошадей на могилу батюшки Николая, желая затоптать могилу мученика. Но произошло чудо, лошади пали на колени пред могилой святого угодника Господня и склонив головы прослезились. Ночью того же дня верующие христиане, опасаясь надругания над телом Божия страдальца, тайно откопали тело и перехоронили без гроба в безопасном месте. А через год, в 1920 году, когда натиск богоборцев в селе утихли, тело святого страдальца священномученика Николая облачив в полное облачение, торжественно со множеством священников во гробе перехоронили за алтарь храма, где оно почивало, совершая дивные чудеса всем приходящим на могилку 81 год, до торжественного прославления и его обретения 17 сентября 2001 года.

* Как показывает освидетельствование святых мощей священномученика Николая Искровского от 17 сентября 2001 года о зверских увечьях на теле Христова страдальца.

Акафист

Кондак 1

Богоизбранный пастырю и кроткий воине Христов, святый новомучениче земли Елисаветградския, в благочестивей семье рожденный, в таинстве крещения Николаем нареченный, в дни русской смуты в весь, нарицаемую Искровка, служити священником благословенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная ты же от юности богоносным Иоанном Кронштадтским наученный, от всяких нас бед свободи зовущих:

Икос 1

Ангелов Творец посля тя, святый отче Николае, Церкви Православной в укрепление, Святой Руси в молитвенное очищение, жаждущим спасения во благое вразумление, словеснаго стада Христова в пастырское окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:

Радуйся, православнаго священства украшение;

Радуйся, духовное чадо святаго Иоанна Кранштадтскаго и служения пастырскаго достойное продолжение.

Радуйся, в тихой веси с Богом кроткий собеседниче;

Радуйся, в пастырском служении ревностый наставниче.

Радуйся, о спасении народа непрестанное помышление;

Радуйся, о растлеваемой пастве слезное моление.

Радуйся, покаяния решительный проповедниче;

Радуйся, прозорливый врачу верных и наш сомолитвенниче.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту и ревность помышлений сердца твоего, отче наш Николае, избра тя в оружие Свое для пастырскаго наставления, дух и имя ревностнаго воина Николая Чудотворца, древнего покровителя Святой Руси, благословил еси дати тебе в утверждение, да спасаемые твоими молитвами с надеждою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

В учении у святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго боговедение твое Господь укрепил еси, святче Божий Николае, истинной духовной пищею благодатное устроение души стяжал еси. Мы же, видяще Божие благословение на тебе, с радостию вопием ти сице:

Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;

Радуйся, подобное подобным познал еси, пастырю отрадный.

Радуйся, в век отчуждения от истины светильниче безстрастный;

Радуйся, имя святаго у паствы обрел еси, пастырю богопрославленный.

Радуйся, душе своей строго внимавый;

Радуйся, духовный наставниче, ревностным служением Господу подражавый.

Радуйся, души людей от пленения бесовскаго избавлявый;

Радуйся, скот болящий и страждущий за грехи человеческия молитвами исцелявый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 3

Сила Вышняго пастырское служение твое воистину определила еси, священномучениче Николае, к царю Николаю II просити землю под церковь будущих прихожан твоих Господь направил еси, царь же дело Христово прозреваяй о средствах на строительство вопросил еси, прошение людей о даровании земли и кирпича на храм утверждаяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил Господь явити Своего светильника миру тебе, блаженне отче наш Николае, молитвами великаго старца Иоанна Кронштадтскаго и трудами царя-искупителя Николая II храм святой для твоего служения воздвигнути благословил еси. Сего ради поем тебе:

Радуйся, Христова стада пастырю верный;

Радуйся, носителю духа кротости добропобедный.

Радуйся, Кронштадтским старцем вдохновенный;

Радуйся, светом небесным напоенный.

Радуйся, богообщением высоким награжденный;

Радуйся, словами твоими: Для Тя, Господи, все готов претерпети, к славе мученической благословенный.

Радуйся, помощнице твоея рабе Божией Ефросинии в вере укрепление;

Радуйся, о грядущей безбожной власти тихое ей откровение.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, отче наш Николае, вразумляти людей твоих не преставаяй, поношение и унижение от убийц ведением Божиим прозревал еси, в молитвах в помощь непрестанно Бога призываяй. Мы же, битву духовную зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще начавшееся христиан православных кровавое гонение, святче Божий, не престоя молился еси, призываяй в истине укреплятися и благодатию в таинствах пасхальной радостию Воскресения Христова окрылятися. Сего ради и мы ныне, духовную смуту претерпеваяй, вопием ти:

Радуйся, чистый источниче вдохновения;

Радуйся, гонимых за правду духовное окормление.

Радуйся, проповедь никакоже оставлявый;

Радуйся, словами Господа Иисуса Христа сердца отчаявшихся согревавый.

Радуйся, обретенное твоими трудами нуждающимся раздававый;

Радуйся, духом Божиим к единению призывавый.

Радуйся, кротостию стадо Христово удививый;

Радуйся, маммону, яко диавольское обольщение, ни во что вменивый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 5

Боготечною звездою пастве в гонении сущим явился еси, святый отче наш Николае, малое стадо Христово укрепляяй, сердечной проповедию и благочестивым житием на путь покаяния направляяй. Мы же, верою узревши истину в смирении несения креста, с радостию вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Узревши людии земли Искровской великаго тя благочестия защитника, святый священномучениче Николае, великаго воина в воинстве святителя Николая Чудотворца в тебе прозревали и на духовное заступление твое уповали. Тем же мы вси, таковому твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:

Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;

Радуйся, пастырю добрый, врагом рода человеческаго гонимый.

Радуйся, к чистоте духовней и преданности обетам крещения призываеши;

Радуйся, о любви Христовой пред обольщаемой Россиею вещаеши.

Радуйся, о силе смирения и кротости убеждати никакоже уставаеши;

Радуйся, на Господа возложити заступление умоляеши.

Радуйся, благодатию Святаго Духа верных ограждаеши;

Радуйся, пастырю преданный, и поныне врагов озлобленных любовию побеждаеши.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, святый угодниче Христов Николае, и величает честная страдания твоя, за Христа претерпевшие, и умильно восклицает Христу Искупителю песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Воссиял еси светом истины земли многострадальней, святый священномучениче Николае, печальнику Кронштадтскому в любви к Святей Руси и Церкви подражаяй, в молитвах соименитому светильнику Николаю силу духа твоего умножаяй, в далекой вели духовный подвиг служения Богу в алтаре святем совершал еси, гробом себялюбия себя определял. Сего ради воспеваем ти таковая:

Радуйся, духовных чад ревностное окормление;

Радуйся, паствы твоея отрадное утешение.

Радуйся, житием и служением Господу образ для подражания явивый;

Радуйся, воине Христов, милостив и непобедимый.

Радуйся, в христолюбивых душах Царствия Небеснаго устроителю;

Радуйся, смиреннаго несения креста учителю.

Радуйся, правды Божия и учения блюстителю;

Радуйся, благодатнаго служения Богу в далекой веси совершителю.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 7

Хотя веру православную на земли Искровской утвердити, святый отче наш Николае, крест Христов с кротостию восприял еси, укреплению духовному чад пасомых неотступно внимаяй. Мы же, обряще вси труды сия, благодарно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Видяще тя избранника Божия, блаженне отче Николае, неизменно окружати тя боголюбивые чада твоя, даже из далекия земли Тульския приезжаяй. Мы же, все труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая:

Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;

Радуйся, темнаго неверия и теплохладнаго маловерия житием твоим посрамителю.

Радуйся, ангельстей кротости в верных чадех насадителю;

Радуйся, славы Божией певец и смирения учителю.

Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;

Радуйся, для темных духов поднебесных Божиими дарованиями страшный.

Радуйся, хранителю Христова стада смелый;

Радуйся, скоту, яко твори Божией, помощниче умелый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый священномучениче Николае, десницею Всевышняго многажды покрываемый, смиренно тяготы от богоборчестей власти понесл еси, благой промысел Божий в попускаемых страданиях принимаяй. Кто возможет понести гонения твоя, яже претерпел еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступник явился еси, блаженне отче наш Николае, прихожан по домам спешно отпустил еси от насилия безбожнаго отряда ограждаяй, сам на колокольне в молитвах к Богу ниц пал еси, прося сил в истине устояти и прощения обманутым диаволом дати. Сего ради поем ти:

Радуйся, за веру православную на колокольне полураздетый избитый;

Радуйся, холодною водою в мучениях многажды облитый.

Радуйся, народу богоизбранному ходатаю спасения;

Радуйся, умолчащего колокола благовествовавый о радости будущего воскресения.

Радуйся, в страх и трепет гонителей твоих обративый;

Радуйся, дарованное тебе прославление Божие смертию твоею открывый.

Радуйся, следовати за Христом наставлявый;

Радуйся, непрестанно призывати Господа научавый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго наставника: кровию своею в вере паству Христову укрепил еси, путь спасения в верности Спасу освятил еси. Мы же, обретя сокровища сия, со слезами радости вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, святый новомучениче отче наш Николае, мир Христов посреди людей утверждаяй, козни сатанинские любовию Его победил еси, себе над простым народом православным никакоже возвышаяй. Мы же, благочестие твоего жития зря, с любовию вопием ти:

Радуйся, ангельское и наше непрестанное удивление;

Радуйся, носителю Божия прославления.

Радуйся, на служение свое в Искровке со страхом Божиим взиравый;

Радуйся, все тяготы и нестроения должными по грехам именовавый.

Радуйся, скудость возлюбивый;

Радуйся, духа самоутверждение вкусивый.

Радуйся, любовь сердечную к ближнему стяжавый;

Радуйся, отмстителем себе Бога избравый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крови мучеников Своих Церковь основавши сердцевед Христос положи тя, святый отче наш Николае, в сонме новомучеников Святой Руси, в основание земли Искровской, да вси православные христиане вопиют во спасение свое Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем к тебе с верою прибегающим, святый отче наш Николае, Божие откровение о трикратном захоронении твоем рабе Божией Евфросинии открываяй, и первую могилу на кладбище сам себе отрыл еси, ненависть убийц и выстрелы винтовок без страха воспринимаяй и сырую землю на главе твоей, яко венец терновый, еще живым ощущаяй. Мы же обетованное святыми духовное возстание Руси в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:

Радуйся, крест страданий на рамена во спасение Руси принявый;

Радуйся, зло благочестием в далекой веси пред всем горним миром поправый.

Радуйся, кроткий лик небесного прозрения;

Радуйся, образе мытарева смирения.

Радуйся, к расстрелу за любовь ко Христу осужденный;

Радуйся, в Уделе Пречистей Девы Богородицы во славу Сына Ея похороненный.

Радуйся, для души и тела стяжавый благодать нетления;

Радуйся, мученический венец обретый в славное спасение.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Пресвятей Троице и Пречистей Деве Богородице возносяще, даже смертию своею образом благочестия пребыл еси, богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй, и нас научаяй пети Богу: Аллилуиа.

Похожие публикации